История развития Айкидо

После окончания войны, и особенно в последнее десятилетие, популярность старинного японского боевого искусства айкидо не только быстро возросла в его родной стране, но и распространилась заграницей, особенно в Америке, Европе и юго-восточной Азии.
Исходно боевые искусства были просто методами защиты и нападения, которые использовали для эффективной самообороны в рукопашной схватке или в схватке с палками. В случаях, когда человек маленького роста и относительно слабый побеждал более крупного противника с помощью определенной техники, это могло быть основой нового направления. Так, в течение многих лет учителя и практики этих искусств, часто в условиях риска для собственной жизни разработали и развили те направления, которые сегодня достигли уровня науки.
Под влиянием буддистских концепций боевые искусства превратились из простого собрания приемов в философские «пути». Области их применения выросли от простой цели убить врага до комплекса элементов, связанных с повседневной жизнью. Иными словами, пути убийства заменились путями жизни.
После исчезновения класса самураев боевые «искусства» стали боевыми «путями» и им стали придавать важное знание как способам повышения моральной устойчивости, необходимой для создания полноценного общества. Тем не менее, в итоге боевые искусства остаются искусствами мужчин-бойцов – самураев и даже когда основная цель победы над врагом потеряет значение они должны будут прекратить свое существование. Соответственно, они не должны становится чисто интеллектуальными упражнениями, не следует уменьшать значение основного «положения» budo и «пути развития техники» не должны исключаться как форма духовных и физических упражнений.
До сих пор еще нет достаточно полной информации об истории айкидо, но хотя, без сомнения, появятся новые данные, материал изложенный ниже достаточно полно отражает состояние знаний на данный момент.
Современное айкидо основано на daito aikijutsu, которое как считают, основал принц Тейджин, шестой сын императора Сева (850-880 г.) Через сына принца Тсунемото оно было передано последующим поколениям семьи Минамото. Время, когда оно дошло до Шинра Сабуро Йошимитсу, младшего брата Йошие Минамото, можно считать периодом закладки основ современного айкидо. Йошимитсу явно был исключительно тренированным и знающим человеком. Говорят, что он придумал большинство своих приемов, наблюдая как паук ловко ловит большое насекомое тонкой сетью. Сохранились упоминания, что Йошимитсу изучал анатомию, вскрывая тела убитых на войне и преступников. Название его дома «Daito Mansion» дало название его системе aikijutsu.
Второй сын Йошимитсу, Йошикийо, жил в Такеда (провинция Кай), и получилось так, что он стал известен под этим именем. В дальнейшем техника передавалась от поколения к поколению как тайное искусство дома Такеда и изучать ее могли только члены семьи и родственники, В 1574 г. Такеда Кинутсугу переехал в Аизу, и техника. Перешедшая к его последователям, стала известна как техника Aizu-todome.
Затем это искусство практиковалось исключительно самураями и сохранялось в семье до выхода Японии из состояния феодальной раздробленности в начале периода Мейджи в 1868 г. В это время бывший главой семьи Сокаку Такеда Сенсей начал учить этому искусству за пределами владений Такеда. Он путешествовал по всей Японии и, наконец, остановился на острове Хоккайдо. Его сын, Токимуне Такеда Сенсей открыл школу Daitokan dojo в Абашири на острове Хоккайдо и продолжает дальше развивать айкидо в качестве основоположника школы Daito.

Самым выдающимся учеником Сокаку Такеда был Морихей Уесиба. Уесиба Сенсей, человек редких способностей, который добавил к школе Daito основные элементы других древних боевых искусств и свои собственные приемы, считается основателем современного айкидо.
Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года г.Танабэ в префектуре Вакаяма. С самого раннего возраста он был увлечен и, можно сказать, поглощен религией, поэтому его родители поощряли его занятия физическими упражнениями, в том числе плаванием и сумо, для борьбы с этим односторонним увлечением.

В молодости он переехал в Токио и открыл свой маленький бизнес. В период жизни в столице он изучал дзюдзюцу школы Кито-рю и искусство владения мечом школы Синкагэ-рю. Из-за ухудшения здоровья он вернулся домой, но позже, около 1903 года, записался в армию и вполне успешно участвовал в русско-японской войне.

В 1912 году Морихэй Уэсиба переехал на остров Хоккайдо. Этот самый северный остров Японии тогда заселялся по инициативе правительства, которое хотело обеспечить его сохранение в составе Японской империи.

В период проживания поселенцем на Хоккайдо Уэсиба при посредничестве Катаро Ёсида был представлен Сокаку Такэда и стал его учеником. Последующие семь лет он учился у этого мастера. В то время Сокаку Такэда находился в расцвете жизни и на вершине своих возможностей. В 1922 году в возрасте 39 лет Уэсиба в составе группы всего из 23 человек получил степень ‘Кёдзю Дайри’ (Этим рангом отмечалось владение основным техническим арсеналом Дайто-рю: 118 базовых приемов, 80 приемов Айки-дзюцу Окуги, 66 – Хидэн Окуги и 84 – Госин-Ё-но-Тэ).

Однако двое учеников удостоились более высоких степеней. Юкиёси Сагава и Такума Хиса получили степень ‘Кайдэн’, а Юкиёси достиг даже ‘Содэн’ – степени, отражавшей полное знание техники (2884 приемов-вадза, включая работу с посохом, мечом, двумя мечами, копьем, шестом, железным веером, метательными снарядами и коротким мечом). После смерти учителя Юкиёси стал 36-м главным мастером Дайто-рю Айки-дзюцу, но затем отказался от этого положения в пользу сына учителя, Токимунэ Такэда, когда тот вернулся с последней войны.

В 1936 году Морихэй Уэсиба открыл свою собственную школу в Токио, назвав свой стиль Айки-будо. Хотя его критиковали за то, что он сменил название своего додзё вскоре почти смертельного приступа болезни, который перенес его учитель в 1941 году, это могло быть и простым совпадением. Фактически, сначала он не мог остановиться ни на одном имени, и называл свою школу сначала Уэсиба Дзюку Айки-дзюдзюцу, потом Айки-будзюцу, далее Кобукан Айки-будо, Тэншсин Айки-будо, Такэмусу Айки и, наконец, Айкидо. Это название было впервые зарегистрировано Минору Хираи в центре Бутокукай, представлявшем тогда высший авторитет в области боевых искусств Японии.

Несомненно то, что до войны Уэсиба учил эффективной в реальных единоборствах технике, переданной ему Сокаку Такэда. Тренировки в его школе были настолько тяжелыми, что ее называли ‘Дзигоку Додзё’ – ‘Дьявольской школой’. Травмы, часто тяжелые, были обычным явлением, и оставались только самые выносливые. Его лучшими учениками этого периода были Годзо Сиода, Кэндзи Томики, Минору Хираи и Минору Мотидзуки. Годзо Сиода, очевидно, был лучшим из тех учеников Морихэи Уэсиба, кто остался верен исходной технике Сокаку Такэда. Свидетельство этого – высокая эффективность его системы Ёсинкан.

В начале войны Морихэй Уэсиба продолжал учить, но в 1942 году он переехал в город Ивама префектуры Ибараги и занялся сельским хозяйством. Причины этого неясны. Один из его биографов утверждает, что это было выражением протеста против власти военных и страданий, вызываемых войной. Возможно также, что он чувствовал необходимость этого шага, поскольку религиозное движение, с которым он был тесно связан, попало под официальное преследование Кипэй Тай – японской военной полиции, выполнявшей те же функции и имевшей такую же славу, как и гестапо в Европе. Достоверно известно, что взрыв, разрушивший центр секты омото Кё Синто, руководимой Онисабуро Дэгути, был делом рук военных, которые мстили Дэгути за публичные критические выступления в их адрес.

После войны Уэсиба вернулся в Токио, и, называя теперь свое искусство ‘айкидо’, снова начал учить в додзё в токийском районе Вакаяма вблизи Синдзюку. Постаревший и склонившийся к религии, он сменил основное направление своей школы с изучения боевого искусства на формирование личности с помощью айкидо. Морихэй Уэсиба считал свое искусство Путем к Богу, а не методом достижения превосходства над другими смертными

В годы после поражения Японии такая постановка дела нашла плодородную почву. Айкидо Уэсибы было одобрено оккупационными силами США в качестве допустимого ‘мирного’ занятия и распространилось, затмив все школы Айки-дзюцу, открытые бывшими учениками Сокаку Такэда. Долгое время в глазах всего мира Морихэй Уэсиба представлял айкидо. Этот энергичный старый джентльмен с длинной белой бородой и сверкающими глазами стал своего рода олицетворением искусства.

Без сомнения, Морихэй Уэсиба был сильной личностью, он подчинял своему влиянию всех связанных с ним людей и вызывал в других такую любовь, что они были готовы с радостью пойти ради него на большие жертвы. Мы никогда не узнаем, была ли эта сила следствием его религиозных убеждений, или это был врожденный дар полученный от бога. Достаточно сказать, что этот дар активно использовался и многие от этого выиграли.

Однако, то, что Морихэй Уэсиба мог делать за счет своего глубокого знания Такэда Дайто-рю Айки-дзюцу и сверхчеловеческих личных качеств, другие могли только изобразить, выполняя то, что выглядело как стилизованная ритуальная техника, вероятно, непригодная в реальном единоборстве и часто требующая помощи ‘жертвы’ в ее собственном падении.

‘О-Сэнсэй’ Морихэй Уэсиба умер в 1969 году в том же возрасте, что и Сокаку Такэда, и за несколько дней до годовщины смерти своего учителя. После него осталась группа преданных ему учеников, взявшаяся продолжать начатое им дело. Его сын – Киссёмару Уэсиба – стал вторым главным мастером школы, и слава системы продолжала распространяться. Но для многих Школа заключалась в Человеке, и никто не мог заменить его. Когда свет его жизни угас, это было для его последователей почти подобно солнечному затмению, оставившему отметку в истории до того, как свет вновь упал на землю.

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)