Минамото-но Ёсицунэ

Ёсицунэ был девятым сыном Минамото-но Ёситомо (Minamoto no Yoshitomo), а его старшим сводным братом – Минамото-но Ёритомо (Minamoto no Yoritomo; третий сын Минамото-но Ёситомо), который основал сёгунат Камакура. Детским именем Ёсицунэ было Усивакамару (Ushiwakamaru; 牛若丸). Минамото-но Ёсицунэ (Minamoto no Yoshitsune, 源 義経; годы жизни: 1159 – 15-е июня 1189 гг.) – выдающийся полководец японского клана Минамото конца эпохи Хэйан – начала периода Камакура.

Биография Минамото-но Ёсицунэ

Ёсицунэ родился в 1159 г. во времена восстания Хэйдзи (Heiji), в ходе которого были убиты его отец и двое старших братьев. Самому Ёсицунэ жизнь оставили, но отправили в изгнание в храм Курама (Kurama, 鞍馬寺), расположенный на горе Хиэй неподалёку от столицы Киото. Его брат Ёритомо также остался в живых и был изгнан в провинцию Идзу (Izu).

В конечном счёте, Ёсицунэ попал под опёку Фудзивары-но Хидэхиры (Fujiwara no Hidehira), главы могущественного клана Фудзивара в Хираидзуми (Hiraizumi; провинция Муцу). Будучи искусным фехтовальщиком, он победил на дуэли легендарного монаха-воина Бэнкэя, который впоследствии стал его правой рукой. Оба закончили свои дни на земле во время осады при Коромогаве (Koromogawa).

В 1180 г. Ёсицунэ услышал, что Ёритомо, ставший главой глана Минамото, поднял войска по просьбе принца Мотихито (Mochihito), чтобы оказать сопротивление клану Тайра (Taira), узурпировавшему власть императора. Вскоре Ёсицунэ присоединился к своим братьям Ёритомо и Минамото-но Нориёри (Minamoto no Noriyori), которых раньше никогда не встречал, и принял участие в трёх конфликтах самурайских кланов Тайра и Минамото, известных в истории как война Гэмпэй (Genpei).

В первый месяц 1184 г. в битве при Авадзу (Awazu) в провинции Оми (Ōmi) Ёсицунэ нанёс поражение и убил своего двоюродного брата Минамото-но Ёсинаку (Minamoto no Yoshinaka), а в следующем месяце нанёс поражение Тайра в битве при Итинотани (Ити-но-тани; Ichi-no-Tani; сейчас это Кобэ). В 1185 г. Тайра вновь потерпели поражение в битве при Ясиме (Yashima; Сикоку) и были уничтожены в битве при Данноура (Дан-но-ура; Dan-no-ura; сейчас это в префектуре Ямагути).

После войны Гэмпэй Ёсицунэ вместе с бывшим императором Го-Сиракавой (Go-Shirakawa) выступил против Ёритомо, организовавшего против него покушение. Потерпев поражение при реке Коромо, Ёсицунэ вновь пришлось бежать в провинцию Муцу под защиту Фудзивары-но Хидэхиры, но он был предан сыном Хидэхиры, Фудзиварой-но Ясухиро (Fujiwara no Yasuhira), и принуждён к совершению сэппуку вместе с женой и дочерью.

После смерти Ёсицунэ был причислен к ками синтоистского храма Сирахата-дзиндзя (Shirahata Jinja) в Фудзисаве (Fujisawa).

Также Ёсицунэ является популярным героем множества японских сказаний, например, он выступает в качестве главного героя в третьей части классического произведения «Хэйкэ-моногатари» («Heike Monogatari», «Повесть о доме Тайра»).

Японский термин «ханган-биики» («hangan-biiki», «симпатия/сочувствие трагическому герою») происходит от титула Ёсицунэ «ханган», который он получил от императорского двора.

Образ Минамото-но Ёсицунэ в традиционных искусствах

В дополнение к «Повести о доме Тайра» и «Сказанию о Ёсицунэ» («Гикэйки», «Gikeiki»), описывающему похождения Ёсицунэ после поражения Хэйкэ, множество других произведений – литературных и театральных – составляют вместе «Сэкай Ёсицунэ», т.е. «Мир Ёсицунэ». Сэкай (sekai) – это своего рода цикл произведений, посвящённых тому или иному персонажу.

1. «Ёсицунэ Син Такадати» («Yoshitsune Shin-Takadachi», 義経新高館; пьеса дзёрури). Постановка для кукольного театра Дзёрури, в центре которой оказывается конфликт между Минамото-но Ёсицунэ и его братом Минамото-но Ёритомо. Несмотря на название и, казалось бы, содержание, пьеса содержит отсылки к осаде Осаки 1615 г., в которой силы сёгуната Токугава одержали верх над кланом Тоётоми. И это при том, что на протяжении всего периода Эдо (1603-1868), когда у власти находился клан Токугава, любые отсылки на кампании Токугавы Иэясу и сёгунат в целом были запрещены.

Пьеса «Ёсицунэ Син Такадати» была написана Ки-но Кайоном (Ki no Kaion) и впервые поставлена в 1719 г., более века спустя после осады Осаки, став первой успешной пьесой, которой удалось совместить в себе два смысла, не будучи запрещённой официальной цензурой [1].

2. «Ёсицунэ Дзэнбон Дзакура» («Yoshitsune Senbon Zakura», 義経千本桜), или «Ёсицунэ и тысяча вишнёвых деревьев», это одна их трёх самых популярных пьес из репертуара Кабуки. Второй популярной пьесой является «Chūshingura» (忠臣蔵), а третьей – «Sugawara Denju Tenarai Kagami» (菅原伝授手習鑑).

Первоначально была написана для театра Дзёрури Такэдой Идзумо II (Takeda Izumo II), Миёси Сёраку (Miyoshi Shōraku) и Намики Сэнрю I (Namiki Senryū I) в 1747 г., а на следующий год была адаптирована для театра Кабуки.

Версия для театра Кабуки была впервые поставлена в январе 1748 г. в городе Исэ (префектура Миэ). На премьере Гимпэя и Таданобу/Гэнкуро играли соответственно Катаока Нидзаэмон IV (Kataoka Nizaemon IV) и Ямамото Кохэйдзи (Yamamoto Koheiji). В мае того же года пьеса была поставлена в Эдо в Накамура-дза (Nakamura-za), а в Осаке – спустя лишь несколько месяцев, в августе, в Нака-но Сибай (Naka no Shibai).

В основу сценария пьесы лёг сэкай «Хэйкэ-моногатари», классического эпоса, подробно описывавшего рост и падение самурайского клана Тайра. Минамото-но Ёсицунэ является центральным персонажем этой постановки, в которой рассказывается о событиях, происходящих спустя несколько лет после окончания войны Гэмпэй. Ёсицунэ, преследуемый людьми его брата Минамото-но Ёритомо, который недавно стал сёгуном, путешествует вместе со своей возлюбленной Сидзукой (Shizuka) и вассалом Бэнкэем в поисках трёх полководцев Тайра, которые избежали правосудия в конце войны и которые, по его мнению, могут представлять угрозу для сёгуната.

В действительности же все трое полководцев – Тайра-но Корэмори (Taira no Koremori), Тайра-но Томомори (Taira no Tomomori) и Тайра-но Норицунэ (Taira no Noritsune) – вместе с юным императором Антоку и его кормилицей, которые также принимают участие в пьесе, принесли себя в жертву в битве при Данноура.

3. «Кандзинтё» («Kanjinchō», (勧進帳), или «Список пожертвований для храма», – пьеса для театра Кабуки, написанная Намики Гохэем III (Namiki Gohei III) на основе пьесы театра Но «Атака» («Ataka»). Является одной из самых популярных пьес в современном репертуаре Кабуки.

Впервые пьеса была поставлена в 1840 г. в Кавараки-дза (Kawarazaki-za) в Эдо. Итикава Эбидзо V (Ichikawa Ebizō V), Итикава Кудзо II (Ichikawa Kuzō II) и Итикава Дандзюро VIII (Ichikawa Danjūrō VIII) играли, соответственно, Бэнкэя, Тогаси (Togashi) и Ёсицунэ.

Частично события «Кандзитё» легли в основу фильма Акиры Куросавы «Идущие за хвостом тигра».

Образ Минамото-но Ёсицунэ в современных произведениях, кино, аниме и видеоиграх

1. Ёсицунэ появляется в «Воинах-ороти 2» («Warriors Orochi 2»), где он в конечном счёте присоединяется к силам Ву (Wu) и соперничает с Лу Бу (Lu Bu).

2. Ёсицунэ появляется в манге «Самурай Кё» («Samurai Deeper Kyo») под своим детским именем Усивакамару.

3. Роберт Шеа (Robert Shea) в своем произведении «Shike» несколько пофантазировал на тему войны Гэмпэй: здесь Минамоно-но Ёсицунэ, по всей видимости, представлен в качестве Муратомо-но Юкио (Muratomo no Yukio), а фамилия «Тайра» изменена на «Такаси».

4. В фильме Акиры Куросавы «Идущие за хвостом тигра» («Мужчины, идущие по следу тигра», «Tora no o wo fumu otokotachi») представлена легенда о Ёсицунэ, основанная на пьесе Кабуки «Кандзинтё» («Kanjincho»).

5. В фильме Сого Исии (Sogo Ishii) «Годзё» («Reisenki Gojoe») со значительными изменениями пересказывается столкновение Бэнкэя и Ёсицунэ на мосту Годзё.

6. Ёсицунэ появляется в главе «Гражданская война» манги Осаму Тэдзуки «Феникс» («Phoenix»), где события войны Гэмпэй показываются с добавлением вымышленных и мистических элементов.

7. В старой аркаде «Genpei Toumaden» Ёсицунэ вместе с Бэнкэем, Ёритомо и Ёсинакой предстают в необычном амплуа – в виде злодеев.

8. Издательство «Kodansha» опубликовало мангу о Ёсицунэ под названием «Shana Ō Yoshitsune». Автором манги является Хирофуми Савада (Hirofumi Sawada).

9. В видеоигре «Ōkami» Ёсицунэ представлен в качестве Усиваки (или просто Ваки), даосского пророка, который частенько даёт главному герою предсказания в виде различных загадок.

10. Минамото-но Ёсицунэ является героем одной из кампаний «Age of Empires: The Age of Kings» для «Nintendo DS».

11. В манге «Куродзука» («Kurozuka») Баку Юмэмакуры (Baku Yumemakura) Ёсицунэ является главным героем.

Список используемых источников:
1. Donald Shively «Tokugawa Plays on Forbidden Topics». in Brandon, James (ed.) Chūshingura: Studies in Kabuki and the Puppet Theater. Honolulu: University of Hawai`i Press, 1982.

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

«Великий комбинатор» Остап Бендер с детства
мечтает о Рио-де-Жанейро. Ему известны множество способов «сравнительно честного отъема
денег у граждан». Но — где же в Советской России найти гражданина, обладающего хотя бы полу миллионом рублей?
И вот подпольный миллионер, выдающий себя за скромного служащего на
нищенском жалованьи, найден.
И должен сам принести деньги Остапу «на блюдечке с голубой каемочкой».
Как же великий комбинатор добьется этого?
Сбудется ли мечта его?

Сталкер, забывший даже собственное имя, выходит
из Центра Зоны опалённый, едва живой
и уже не совсем человек. Он вдруг понимает, что чувствует абсолютно все аномалии Зоны – их “радиус воздействия”, структуру воздействия и даже принцип их аномального
существования, на участке нормального стабильного пространства.
В пути он убивает Чёрного пса Зоны и затевает дружбу
с двумя его малолетними щенками.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)