О-Сэнсэй Морихеи Уэсиба

This post is also available in: Английский

(автор: Киссёмару Уэсиба)

Морихеи Уэсиба

Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в городке Танабэ префектуры Вакаяма. Он был четвертым ребенком и младшим сыном зажиточного землевладельца Йороки Уэсиба, собственностью которого были два гектара плодородной земли. Йороки пользовался большим уважением в местной общине, он был избран в совет самоуправления и оставался его членом в течение двадцати лет. Мать Морихэя, Юки, происходила из благородного семейства Итокава.

Сыновья в семье воспитывались в духе буддизма. В возрасте семи лет Морихэй начал изучать классиков конфуцианства и буддистские священные писания в храме секты Сингон, расположенном вблизи Дзизоде-ры. Его учитель, священник Кобо Дайси, был талантливым рассказчиком. Мальчика очаровали его чудесные истории, но под их влиянием впечатлительного ребенка стали преследовать повторяющиеся сновидения, что очень обеспокоило его отца. Йороки решил, что физические нагрузки помогут восстановить здоровый сон сына, и стал обучать Морихэя плаванию и сумо.

В Танабэ Морихэй окончил начальную школу, и там же в возрасте тринадцати лет был зачислен в недавно открытую местную среднюю школу, которую оставил, не закончив обучения, и поступил в Счетный институт Йосиды. Получив диплом, Морихэй работал в налоговой службе Танабэ, где в его обязанности входила оценка земель.

Старшая сестра Морихэя выходит замуж за очень влиятельного и богатого гражданина Танабэ Зензо Иноэ. У них родилось 8 детей и четвёртый ребёнок Ёсиро Иноэ (1902-1994) сыграл в дальнейшем очень важную роль и оказал огромное влияние на развитие айкидо.
В 1902 году Морихэй уволился из налоговой службы и поехал в Токио, намереваясь создать там собственное торговое предприятие. В период организационных работ перед открытием «Уэсиба Трэйдинг» – компании по торговле канцелярскими и школьными принадлежностями, – он работал коммивояжером в районе Нихом-баси в фирме его родственника Иноэ.

И именно тогда, во время своего первого пребывания в Токио, Морихэй начал заниматься в школе Тендзин Синьо рю Дзю-дзюцу, под руководством Сабуро Тодзава. Прозанимавшись, по вечерам, несколько месяцев пока не заболел болезнью бери-бери, что и вынудило его оставить Токио и возвратиться в Танабэ.

Там вскоре состоялось бракосочетание Морихэй Уэсиба и Хацу Итокава. Хацу родилась в 1881 году и выросла в Танабэ, Морихэй был знаком с ней с детских лет.

В 1903 году Морихэй был призван в армию, зачислен в 37-ой полк Четвертой дивизии в Осаке. Через год, когда началась русско-японская война, он попал на фронт в чине капрала и за отвагу в сражениях получил звание сержанта. В периоды затишья в военных действиях Морихэй посещал додзё мастера Масакацу Накаи в Сакае, где он изучал дзю-дзютсу Ягю-рю школы Гото.

В 1907 году Морихэй был демобилизован из армии и возвратился в Танабэ, где работал в семейном хозяйстве и участвовал в местной политической жизни, возглавив молодежную ассоциацию городка.

В это время отец Уэсибы предложил посетившему Танабэ преподавателю дзюдо Киючи Такаги (которому в то время было 17 лет) стать наставником Морихэя. Получив согласие Такаги, Йороки переделал семейный амбар в додзё. Именно здесь Морихэй и небольшая группа его друзей осваивал дзюдо.

В 1910 году у Хацу и Морихэя родилась дочь Мацуко. В это время Морихэй заинтересовался правительственным планом освоения севера острова Хоккайдо. Он совершил ознакомительную поездку на Хоккайдо, где останавливался в гостинице города Энгару. Морихэй договорился с местной администрацией о возможности переселения в Сиратаки, близ деревни Йобецу. Вернувшись в Танабэ, он организовал группу добровольных переселенцев из членов местной молодежной ассоциации. Группа, получившая название Кису, состояла из пятидесяти четырех хозяйств (более восьмидесяти человек). В марте 1912 года началось путешествие переселенцев из Танабэ в Сиратаки, которое завершилось в мае.

Местность, где и сейчас находится поселок Сиратаки, в те времена была пустошью с бедной почвой, а климатические условия на севере Хоккайдо не были благоприятны для растениеводства. Тем не менее, множество начинаний группы Кису были успешными, такие как выращивание мяты, разведение лошадей и коров моСокаку Такедалочных пород. В первый же год были заложены основы деревообрабатывающего предприятия. Морихэй делал все возможное, чтобы добиться успеха этого предприятия, занимаясь одновременно строительством начальной школы и торгового ряда в Сиратаки, благоустройством домов.
В 1915 году его представили Сокаку Такэда мастеру Дайто рю Айкидзюдзюцу.

Морихэй был очень впечатлён демонстрацией техники и в течении месяца он занимался у Такэда.

После чего Такэда уехал и спустя  какое то время Морихэй пригласил Такеда пожить в его доме, а в дальнейшем Такеда переехал с семьёй в Сиратаки и там постороил себе дом.  Сокаку не сидел на одном месте, постоянно путешествовал и давал семинары.

Вследствие расширения производства древесины Сиратаки быстро разрастался. Но 23 мая 1917 года был почти полностью уничтожен сильнейшим пожаром. В течение года Морихэй вместе с другими переселенцами восстанавливал Сиратаки. Весной 1918 года он был избран в совет местного самоуправления, а в июле того же года родился его первый сын – Такемори, год спустя в семье появился еще один ребенок – сын Кунихару.

Восемь лет жизни Морихэй Уэсиба посвятил освоению Хоккайдо, но беспокойство о тяжело заболевшем отце заставило его возвратиться в Танабе. Известие о болезни отца Морихэй получил в середине ноября 1919 года, и после недолгих сборов семья Морихэя отправилась в далекое путешестОнисабуро Дегучивие на юг. При остановке в Киото Морихэй узнал, что в близлежащем Аябе поселился основатель нового, быстро обретавшего популярность религиозного учения Омото кё - Онисабуро Дегучи, известный своими идеями об умиротворении духа и возвращении к божественному посредством медитаций и физических упражнений. Морихэй решил посетить Дегучи и оставался в Аябе до 28 декабря. Он попросил Онисабуро помолиться за своего больного отца, но Дегучи ответил: «Тот не нуждается в молитвах, кто уже близок к Богу». Эти слова произвели глубокое впечатление на Морихэя.

Морихэй глубоко проникся идеей Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми путем их совО-сэнсэй в "Уэсиба Дзюку"ершенствования в боевых искусствах. Он присоединился к ученикам Омото кё, принимая участие в физических упражнениях и медитациях. С помощью Онисабуро Морихэй переоборудовал часть своего дома в додзё на 18 циновок, получившее название «Академия Уэсиба» («Уэсиба Дзюку»). Там он преподавал начала боевых искусств последователям Омото кё. И самостоятельно стал изучать технику копья.
К сожалению, первый год пребывания Морихэй в Аябе был отмечен новыми личными драмами: он потерял обоих сыновей. В августе 1920 года заболел и умер Такемори, а в сентябре – годовалый Кунихару.

В течение первого года пребывания Морихэя в Аябе программа обучения в Академии Уэсибы расширялась и углублялась, и стала расти известность его как мастера боевых искусств из Аябе. Вместе с этим росло число занимающихся в Академии, и не только за счет последователей Омото кё. Учиться приехали и военные моряки с базы Майдзуру.
11 февраля 1921 года власти устроили облаву на штаб-квартиру последователей Омото-кё (впоследствии она получила название «Первый Инцидент Омото»). Несколько человек были арестованы, среди них и Онисабуро. К счастью, неприятности не коснулись Академии и семьи Морихэй. В 1921 году родился сын Киссёмару.
Выдача инструкторского сертификата  Морихэю Уэсиба от Сокаку Такэда произошло гораздо позже в 1922 году. В Аябэ куда переехал жить с семьёй и сам Такэда.Сертификат, выданный Сокаку Такедой

Уезжая после 6 месяцев проживания из Айбе Сокаку вручает Уэсибе сертификат инструктора.

Почему Такэда покинул Аябэ? Ответ кроется скорее в том, что Сокаку и Дегучи испытывали взаимную неприязнь друг к другу. Сокаку будучи человеком жёстким и прмолинейным откровенно не долюбливал Дегучи на что тот тоже отвечал взаимностью. Их отношения накалялись и Сокаку решил уехать. Перед отъездом Сокаку, Дегучи подарил ему меч и рисунки, выразив таким образом своё уважение.

В следующие два года Морихэй помогал освобожденному под залог Онисабуро восстанавливать центр Омото кё, обрабатывал в Теннодэра девять соток земли, полученных от администрации, и все это не прекращая преподавания в Академии. В это время Морихэй увлекся изучением котодама – науки о единстве формы и содержания. Он отказался от преподавания Ягю-рю и Дайто-рю. Так зарождалось новое, боевое искусство и в 1922 году Морихэй назвал его «айки-будзютсу».

М.Уэсиба и О.Дегучи в Монголии13 февраля 1924 года Морихэй вместе с Онисабуро и группой учеников Омото кё тайно покинули Аябе, намереваясь пересечь Маньчжурию и найти в Монголии место, куда можно было бы переместить штаб-квартиру Омото кё, и где религиозная секта могла бы мирно существовать, не подвергаясь преследованиям со стороны властей. 15-го февраля они прибыли в Мукден, где встретили Лю Чанг Кьюи, известного маньчжурского военачальника, возглавлявшего Северо-западную Независимую Армию. Вместе с Лю они направились вглубь Монголии.

В этом путешествии Морихэй взял себе китайское имя Ванг Шу Као. Экспедиция закончилась плачевно. Китайский военачальник Чжан Цзолин уже поджидал путешественников в Байан Далаи, где они попали в засаду 20 июня. Морихэй, Онисабуро и еще четыре участника экспедиции были арестованы и приговорены к смертной казни. В ожидании исполнения приговора они провели в плену несколько месяцев.

К счастью, вмешались сотрудники японского консульства, которые договорились об освобождении пленников и  обеспечили их благополучное возвращение на Родину.
Это приключение стало серьезным испытанием для Морихэя и его спутников. Понадобились все духовные и физические силы, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих товарищей.

Возвратившись домой в 1925 году, Морихэй пытался вернуться к прежней жизни, привычным занятиям сельским трудом и боевыми искусствами. К своим обычным тренировкам он прибавил упражнения с копьем и мечом. Однако все воспринималось не так, как прежде. Потрясения, выпавшие на его долю во время пребывания в Монголии, оставили глубокий след в душе Морихэя.

Морихэй решил изменить название «айки-будзютсу» на «айки-будо» (дзютсу – искусство, до – путь). «Искусство» – подразумевает совершенство техники выполнения приемов, «до» – путь, по которому следует воин, совершенствуясь и духовно, и физически. С возрастанием известности айки-будо, рос и интерес к нему среди высокопоставленных персон. Осенью 1925 года по приглашению адмирала Исаму Такесита Морихэй поехал в Токио для демонстрации боевых искусств перед множеством сановников в резиденции бывшего премьер-министра Гомбеи Ямамото. Его выступление произвело на всех огромное впечатление. Двадцать один день Морихэй прожил во дворце наследного принца, преподавая боевые искусства.

Весной 1926 года Такесита вновь пригласил Морихэй в Токио. На этот раз Морихэй преподавал в Имперском суде. Министерстве внутренних дел, обучал военных и морских офицеров, финансистов. Пребывание Морихэй в Токио несколько затянулось, а летом из-за кишечного расстройства он плохо себя чувствовал и вынужден был возвратиться на отдых в Аябе.

Получив следующее приглашение адмирала Такесита в феврале 1927 года, Морихеи не мог отказаться от поездки в Токио, но постоянные разъезды стали утомительны, и с благословения Онисабуро Морихэй решил переехать в Токио на постоянное жительство с намерением полностью посвятить себя преподаванию боевых искусств.

В течение двух лет Морихэй снимал в Токио временное жилье, потом поселился в доме неподалеку от храма Сенгаки в районе Курума. Он переделал две комнаты в додзё с восемью циновками. В это время его учениками были Исаму Фудзита, Сойо Мацуи, Кайдзан Накадзато и актер театра кабуки Кикугоро Йонносуки VI.

В 1930 году Морихэй поселился на вилле Усигоме в районе Вакамацу и начал строительство нового додзё. Именно там его посетил Дзигоро Кано – основатель дзюдо и глава Кодокана. Кано был восхищен мастерством Морихэй, а об айки-будо Дзигоро сказал: «Это – идеал будо». Впоследствии Кано послал заниматься у Морихэя двух своих учеников: Дзиро Такеда и Минору Мочидзики.

В 1930 году произошло еще одно важное для развития айки-будо событие – это был визит генерал-майора Макото Мицура. Тот был скептически настроен к новому будо и приехал в додзё, чтобы посрамить Морихэй. Однако от его скепсиса не осталось и следа, а восхищение основателем айки-будо было столь велико, что Мицура тут же записался к нему в ученики. В дальнейшем, по рекомендации этого генерал-майора, Морихэй стал инструктором Военной Академии Тояма.Основатель в Кобукан Додзё

В 1931 году было завершено строительство главного додзё айки-будо на восемьдесят циновок в районе Вакамацу, где оно стоит и сегодня. На торжественном открытии додзё получило название «Кобукан». Следующие десять лет были первым «золотым периодом» айки-будо. В Кобукане тогда обучалось множество последователей айки-будо, среди них Хисао Камата. Хадзима Ивата, Каору Фунабаси, Цутому Югава, Риндзиро Сира-та. В первые годы работы Кобукана там занимались и несколько талантливых женщин. Кобукан называли «адским додзё» из-за высокой интенсивности тренировок.

Следующие несколько лет Морихэй был чрезвычайно занят, поскольку преподавал не только в Кобукане, но и во многих других организованных им в Токио и Осаке додзё: в Токио – Оцука (додзё, спонсируемый Сейдзи Нома, председателем Коданса), Койсикава, Фудзими и Сайбадаси; в Осаке – Сонедзаки, Суйда и Чаусуяма.

Выдающимися учи-деси (постоянными учениками) в это время были Сигеми Йонекава, Дзензабуро Акадза-ва, Годзо Сиода и Тегуми Хоси.

В 1932 году Кийоси Накакура женился на дочери Морихэя. Кийоси Накакура в то время был прекрасным фехтовальщиком кендо. Именно он вдохновил Морихэя на углублённые занятия мечём. За время его присутствия в семье, образовалась отдельная группа кендо и даже проводились соревнования. В этот период Морихэй много времени и внимания уделял искусству боя с мечом – кендо и кендзюцу. Множество бойцов кэндо стали тогда завсегдатаями додзо Кобукан.

В 1932 году Морихэй Уэсиба и общество Омото кё основывают «Общество Содействия Боевым искусствам Японии», и в 1933 году Морихэй становится его президентом. Пользуясь филиалами общества, разбросанными по всей стране, на их базе создаются филиалы Айки Будо. По началу основная масса занимающихся были адепты секты. В мае 1933 года открылся додзё Такэда – постоянно действующий тренировочный комплекс в префектуре Хайого.

Основатель и Такума Хиса с членами газеты "Асахи-ньюс"Морихэй преподавал также в полицейских участках Осаки (по рекомендации Кендзи Томита, начальника полиции префектуры Осака, а впоследствии губернатора префектуры Нагано и ответственного секретаря кабинета министров). Кроме того, он сотрудничал с осакской газетой «Асахи Ньюс» и тренировал финансистов в Японском Промышленном Клубе.

В 1933 Кобукан выпускает свою первую книгу под авторством Морихэя Уэсиба, а в действительности Томики Кендзи, именно он подготовил этот манускрипт. Там описывались 166 техник (рисунки сделала ученица и художница – Такако Кунигоси). Этот перечень соответствовал первому уровню айкидзюдзюцу.

В сентябре 1939 года Морихэй в качестве почетного гостя побывал в Маньчжурии на соревнованиях по боевым искусствам. В показательных выступлениях он сразился с бывшим борцом сумо Тенрю и одержал победу. Морихэй стал часто посещать Маньчжурию, консультируя в университете Кэнкоку и других учебных заведениях.М.Уэсиба с учениками в Манчжурии

Он не прекратил свои поездки даже после начала военных действий в Тихом океане. В последний раз он был в Маньчжурии по приглашению «Великой Ассоциации Боевых искусств» в 1942 году на праздновании десятой годовщины со дня образования прояпонского государства Маньчжуко. Там Морихэй демонстрировал приемы боевых искусств в присутствии императора Пу-И.

30 апреля 1940 года Кобукан получил статус головной организации Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Первым президентом этой организации стал адмирал Исаму Такесита. В том же году айки-будо стало обязательным предметом в учебном плане Полицейской Академии, где преподавал Уэсиба.

С началом войны в Тихом океане ученики додзо Кобукан один за другим уходили на фронт. В это время Киссёмару Уэсиба, Кисабуро Одзава и другим молодым ученикам было поручено поддерживать порядок в додзё.

М.Уэсиба в 1942 годуВ 1941 году Бутокукай (правительственная организация, объединяющая все боевые искусства) принял айки-будо в свои члены. Морихэй назначил Минору Хираи представителем Кобукана в секции Айки Бутокукая. Именно с этого времени в употребление вошло название «айкидо» вместо «айки-будо».

Во время Второй Мировой войны, после объявления в Токио чрезвычайного положения, Морихэй эвакуировал штаб-квартиру организации в префектуру Ибараги. Поручив сыну ответственность за додзё в Вакамацу, Морихэй с женой переехал в Иваму. Там они очень скромно жили в сарайчике, приспособленном для жилья, до окончания войны.

В Иваме Морихэй начал строительство комплекса, включающего Святилище Айки и Айки Додзё. Святилище Айки, украшенное изнутри изящной резьбой, было закончено в 1944 году. Айки Додзё, ныне известный как додзё Ибараги, был закончен в 1945 году, незадолго до окончания войны.

Во время войны, несмотря на массированные бомбардировки Токио американской военной авиацией, додзё не был поврежден, но занятия в нем не могли продолжаться, так как после войны он использовался в качестве приюта для тридцати с лишним бездомных семей. Штаб-квартирой айкидо в это время была Ивама, где мирно жил Морихэй, занимаясь земледелием и обучая молодых людей извид Ивама окрестностей.
После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее айкидо оказалось под сомнением. Когда столица немного оправилась от военных невзгод и разрушений, учении Уэсибы стали готовить почву для возвращения штаб-квартиры айкидо в Токио.

9 февраля 1948 года было получено разрешение Министерства образования на создание международной организации Айкикай. Тогда же главный додзё в Токио был переименован во «Всемирный Центр Айкидо».

Тем временем Морихэй оставался в Иваме, поглощенный осмыслением и практикой боевых искусств.

Начиная с 1950 года Морихэй снова стали приглашать для чтения лекций, демонстраций техники айкидо и обучения молодежи. Поскольку возраст Морихэя приближался к семидесяти годам, его техника могла поддерживаться только исключительной силой его духа, а не тем неистовым напором и физической силой, которые были присущи ему в молодости.

1953 год. Коичи Тохэя отправляют на Гавайи создать филиал Айкидо.
В 1954 году штаб-квартирой айкидо снова стал Токио. Токийский додзё, ставший базовым для организации Айкикай, получил новое название: «Главный Додзё Айкидо». В сентябре 1956 года Айкикай провел первую после окончания войны публичную демонстрацию боевых искусств на крыше универмага Такасимайя в районе Токио Ни-хомбаси. Демонстрация продолжалась пять дней и оставила неизгладимое впечатление у высокопоставленных иностранных гостей. Морихэй всегда был против публичных демонстраций, но он понял, что теперь Япония вступила в новую эру, и согласился проводить демонстрацию ради дальнейшего развития айкидо.

1956 год можно назвать годом международного признания айкидо. В Токио стали съезжаться со всех континентов желающие обучаться айкидо. По всей территории Японии открывались новые додзо, айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях правительственных учреждениях. Так начался второй «золотой период» айкидо.

С возрастом Морихэй стал все меньше заниматься делами Айкикая, поручив заботы сыну по организации занятий в Главном Додзё. Тем не менее, он продолжал лично участвовать в демонстрациях, а в январе 1960 года МТУ сняло фильм о Морихэи «Мастер Айкидо», в котором он сам демонстрировал технические приемы.

14 мая 1960 года Айкикай организовал демонстрации айкидо в районе Синзуки в Токио. Морихэй участвовал в них и своим показательным выступлением, названным «Сущность Айкидо».

Позднее в этом же году император Хирохито наградил Морихэя и обладателя десятого дана по кюдо Йо-сабуро Уно орденами Сидзухосо. Ранее только три мастера боевых искусств были награждены этим орденом: мастер дзюдо Киузо Мифунэ и мастера кэндо Кинносуко Огава и Сейдзи Мосида.

28 февраля 1961 года Морихэй посетил Соединенные Штаты Америки по приглашению гавайского филиала Айкикай. Во время этого визита основатель айкидо сделал такое заявление: «Я прибыл на Гавайи с целью построить «серебряный мост». До сих пор я трудился в Японии, создавая «золотой мост» для объединения страны, но отныне я хотел бы построить мост, объединяющий разные страны мира в гармонии и любви, заложенных в айкидо. Я считаю, что Айки, дух боевых искусств, сможет объединить людей мира в гармонии, в истинном духе будо, в неизменной всеохватывающей любви».

Основатель на тренировке7 августа 1962 года в честь шестидесятилетнего юбилея занятий Морихэй боевыми искусствами в Святилище Айки был организован большой фестиваль айкидо. А в 1964 году Морихэй получил новую персональную награду от императора Хирохито за заслуги в развитии боевых искусств.

14 марта 1967 года в Токио состоялась церемония начала строительства нового Главного Додзё. В этот же день в Иваме Морихэй провел первую церемониальную борозду Нового года. Строительство нового здания додзё, трехэтажного бетонного строения, было завершено 15 декабря 1967 года. Одну из комнат этого здания Морихэй использовал как кабинет и спальню, и теперь она называется Комнатой Основателя.

Торжественное открытие нового Главного Додзё состоялось 12 января 1968 года. Речь Морихэй на церемонии открытия была посвящена сущности техники айкидо. В этом же году было построено новое здание додзё в Кокайдо, Хибия. На праздновании в честь открытия этого додзо Морихэй провел, как оказалось, свою последнюю демонстрацию айкидо.

15 января 1969 года Морихэй посетил празднование Нового года в Главном Додзё. Он ничем не болел, но его физическое состояние быстро ухудшалось. Морихэй тихо скончался 26 апреля 1969 года в 17 часов. Церемония прощания с Основателем началась в Главном Додзё 1 мая в 19 часов 10 минут. В этот день Основатель был удостоен посмертной награды от императора Хирохито. Его прах захоронен в семейном склепе Уэсиба на кладбище Танабэ, пряди волос Основателя помещены в Святилище Айки в Иваме, в Главном Святилище Кумано и захоронены на семейном участке кладбища в Аябе.

Памятник М.Уэсибе в Ивама

В итоге обучение Морихэя Уесибы составило:

1. В 1902 году начал заниматься в школе Тендзин Синьо рю Дзю-дзюцу. Несколько месяцев по вечерам.

2. В 1903 году в периоды затишья в военных действиях Морихэй посещал додзо мастера Масакацу Накаи в Сакае, где он изучал джиу-джитсу Ягю-рю школы Гото. Занятия нерегулярные. К этому времени приписывают изучение Уэсибой ещё множества школ, но об этом ничего не известно.

3. В 1907  году демобилизовался и в дальнейшем изучал дзюдо у себя в амбаре под руководством 17 летнего юноши до 1912. Потом перерыв до 1915 года. Как регулярны были занятия о том история умалчивает.

4. В 1915 году он знакомится с Сокаку Такэда мастером Дайто рю Айкидзюдзюцу и в течении месяца он занимался у него. В дальнейшем с перерывами до 1919 года. Всего в этот срок Уэсиба тренировался 70 дней.

5. В 1920 году Уэсиба открывает своё первое додзё «Уэсиба Дзюку» и начинает самостоятельно преподавать Айкидзюдзюцу. Там же самостоятельно стал изучать технику копья.

6. В 1922 году Такэда приезжает с семьё к Уэсибе в Аябэ. Обучает Уэсибу и его учеников около 6 месяцев и уезжает, оставив на попечение Уэсибы свою семью. На этом изучение будо под руководством Такэда закончено. Продолжаются самостоятельные поиски.

7. В 1932 году Кийоши Накакура прекрасный фехтовальщик женился на дочери Морихэя. И помогает серьёзно освоить Морихэю техники меча.

8. Далее и до конца своих дней уже его самостоятельные поиски.

Ученики Морихэя Уэсиба.

1-ое поколение (1921-1935):

Нориаки Иноуэ (1921), Исаму Такэсита (1925), Кэндзи Томики (1925), Хисао Камата (1929), Иккусай Ивата (1930), К. Фунахаси (1930), М. Мотидзуки (1930), М. Хасимото (1931), А. Мурасигэ (1931), Риндзиро Сирата (1931), Ц. Юкава (1931), С. Ёнэкава (1931), Годзо Сиода (1932), Дз. Акадзава (1933), Такума Хиса (1935, Осака).

2-ое поколение (1936-1945):

Бансэн Танака (1936), Коити Тохэй (1939), Тэнрю (1939), Минору Хирай (1939), Кисабуро Осава (1940), К. Сунадомари (1942), Тадаси Абэ (1942).

3-е поколение (1946-1955):

Морихиро Сайто (1946), Хироси Тада (1947), С. Арикава (1947), Сёдзи Нисио (1951), Сейго Ямагути (1951), Минору Хикицути (1951), Масамити Норо (1951), Сэйсэки Абэ (1952), Набуёси Тамура (1953), Ё. Куроива (1954), Ясуно Кобаяси (1955), Андрэ Нокэ (1955).

4-ое поколение (1956-1969):

Акира Тохэй (1956), Ёсимицу Ямада (1957), Кацуаки Асай (1958), Кадзуо Тиба (1958), Сэйити Сугано (1959), Мицунари Канай (1959), Мицуги Саотомэ (1959), С.Маруяма (1959), Тэрри Добсон (1960), Норихико Итихаси (1960), С. Масуда (1960), Масандо Суганума (1962), С. Имаидзуми (1962), К. Маруяма (1962), Сэйсиро Эндо (1962), Кэндзи Симидзу (1963).

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА РАЗДЕЛА ИНФОРМАЦИЯ