Сокаку Такеда

This post is also available in: Английский

Сокаку Такеда

Сокаку Такэда родился 10 октября 1859 года в поместье Такэда в Ойкэ в Айдзу (в настоящее время Префектура Фукусима). Он был вторым сыном Сокити Такэды. Еще будучи ребенком, Сокаку изучал кэндзюцу, бодзюцу, сумо и Дайто-рю у своего отца, а также занимался Оно-ха Итто-рю в додзё Юкикан у Тобы Сибуя.

В 1873 году Сокаку вместе со своим отцом посетил додзё его друга, мастера фехтования на мечах Сакибары Кэнъити. Здесь он остался в качестве ученика, живущего при додзё, и погрузился в изучение Дзикисинкагэ-рю. В додзё Сакибары Сокаку имел возможность встречаться со многими лучшими фехтовальщиками своего времени, многие из которых раньше были членами Кобусё сёгуната Токугавы, привилегированной школы боевых искусств для государственных чиновников. Он учился прилежно и в итоге овладел многими видами оружия, такими как меч (кэн), шест (бо), малый лук (ханкю), короткая палка (дзё) и метательное оружие (сюрикэн). Позже он также получил лицензию редкая фотография молодого С.Такеды(инка) в искусстве копья Ходзоин-рю.

Сокаку путешествовал по всей Японии и посещал различные додзё, проверяя и оттачивая свое боевое мастерство всюду, куда бы он ни попадал. Он также углублял свои духовные связи посредством постоянных молитв, религиозным обрядам и аскетических практик в святых местах, таких как Удомёдзин на Кюсю, гора Футара в Никко и гора Хагуро в Провинции Дэва (сегодня Префектуры Акита и Ямагата). Его мастерство в фехтовании на мечах не имело себе равных, его боялись и называли «Маленьким тэнгу из Айдзу» (тэнгу – демоны с длинными носами, известные своим мастерством в боевых искусствах).

Приблизительно в 1875 году до Сокаку дошел слух, что Такамори Сайго поднял в Сацуме восстание против вооруженных сил нового правительства Мэйдзи. Он немедленно решил отправиться туда, оказать восставшим свою поддержку. Однако он смог добраться только до Кюсю, поэтому вернулся в Осаку, где провел следующие десять лет в качестве гостя в додзё Кёсин Мэйти-рю мастера фехтования Сюндзо Момоной.

Таномо СайгоСокаку изучал Дайто-рю у своего отца Сокити, но именно у Таномо Сайго, бывшего Главного Советника владений Айдзу, он обучался осикиути. После Реставрации Мэйдзи 1868 года Таномо Сайго стал синтоистским священником и принял имя Хосин Тиканори. В 1875 году Сокаку посетил его в Храме Цуцуковакэ в Фукусиме с целью пройти необходимое обучение перед посвящением в духовный сан, и Вов ремя своего пребывания там, получил от Тиканори наставления в искусстве осикиути. Хоть Сокаку и решил не становиться священником, после этого он еще много раз посещал своего наставника, и под руководством Тиканори совершенствовал удивительное умение проникать в сознание и мысли других людей и постиг истинную суть осикиути. 12 мая 1898 года Тиканори вписал в свидетельство о зачислении Сокаку в школу единственное стихотворение. Его текст можно интерпретировать следующим образом: В своем стихотворении Тиканори сравнивал течение времени с течением реки. С началом периода Мэйдзи закончилась эпоха меча, и не зависимо от того насколько искусным был фехтовальщик, он больше не мог никак отличиться, и ничего не значил. Поэтому пришло время добиваться славы и двигаться вперед с дзюдзюцу.

Этим стихотворением подтверждалось формальное наследование Дайто-рю Айки Дзюдзюцу. С этих пор Сокаку считал себя последователем Дайто-рю Айки Дзюдзюцу и Оно-ха Итто-рю. Он путешествовал по Японии, преподавая оба искусства, и прославился как человек, возродивший Дайто-рю.

Сокаку был небольшого роста – не больше 150 сантиметров – но его техники были практическиСокаку Такеда и Такума Хиса сверхъестественного уровня. Говорят, что он мог чувствовать прошлое, настоящее и будущее человека еще до знакомства с ним. Среди его знаменитых учеников были Цугумити Сайго, мастер Хокусин Итто-рю Хидэтаро Симоэ и основатель Айкидо Морихэй Уэсиба, а также офицеры армии и военно-морского флота, судьи, полицейские, мастера боевых искусств и другие выдающиеся личности. Также говорят, что за свою жизнь он обучил не менее тридцати тысяч человек, подписи и печати которых имеются в книгах зачисления в школу, сохраняющихся по сегодняшний день.

В последние годы своей жизни Сокаку сконцентрировал свою деятельность на Хоккайдо. Он умер 25 апреля 1943 года в возрасте восьмидесяти трех лет, преподавая в Префектуре Аомори.

Такэда был представителем последнего поколения самураев, блестящим мастером боевых искусств и талантливым учителем, опыт которого являлся результатом интенсивных занятий ценой больших жертв с юного возраста. Академические знания, полученные от инструкторов в тренировачном зале, он довел до совершенства в настоящем, не сдержанном ни правилами, ни страхом официального запрета, бою с мастерами, полагавшими себя более сильными и опытными, чем он. Эти соревнования ни в коей мере не были дружескими, смерть участников была обычным явлением.

Возможности Такэда Сокаку вызывали огромное восхищение сотрудников полиции, и в течение своей жизни он был учителем многих их офицеров и рядовых. Поэтому ему сходило безнаказанно ношение стального меча (запрещенное еще в 1872 году), а также многочисленные убийства своих противников на поединках. По некоторым сведениям, за свою жизнь Такэда убил на дуэлях около 50-и человек, и это не считая всякого рода бандитов. Кстати, чины полиции вполне одобряли его расправы с преступниками, и не смея сами нарушать закон, всячески покрывали Такэда, делающего то, о чем полицейские могли только мечтать.

Занимательная история

Если бы Сокаку Такеда жил в наше время, его, без сомнения, сочли бы эксцентричным человеком. Его поведение было, по крайней мере, несколько вызывающим, что показывает, например, следующий инцидент. В 1904 г. американец Чарльз Пэрри, учитель английского языка в школе Дайни Коко колледжа Сэндай, пожаловался контролеру в поезде на плохо одетого пассажира, занимавшего место в вагоне первого класса, которое он, похоже, не имел возможности оплатить.

прием в исполнении Сокаку ТакедыПроверка, показавшая, что у пассажира, коим оказался Такэда Сокаку, действительно был билет самого высокого класса, привела его в такую ярость, что он попросил показать того человека, кто на него жаловался. Узнав, что это был ехавший в вагоне крупный иностранец, маленький Такеда, в котором было всего 150 см роста и 52 кг веса, схватил Пэрри двумя руками (приемом Ёнкадзё) и вытащил на открытую платформу в задней части поезда.

Мы никогда не узнаем о том, что там произошло, но, безусловно, это произвело очень сильное впечатление на бедного м-ра Пэрри. Он сообщил в США, что Дайто-Рю Айки-Дзюцу – это высшая система единоборства, результатом чего было приглашение от президента Рузвельта с просьбой прислать в США инструктора для демонстрации этих странных, но эффективных приемов. В ответ Сокаку Такеда направил туда Синдзо Нарада из отдела полиции Сэндай, одним из первых учеников которого в США стал Чарльз Пэрри, бывшая жертва его собственного гениального учителя.

Примечание (Стэнли Пранин)

Кроме примечательных историй из жизни Сокаку, рассказанных его сыном и учениками, основным источником информации послужили также регистрационные книги записи новых учеников (эймэйроку) и бухгалтерские книги учета платежей (сярэйроку), которые он вел в течение сорока пяти лет. Но так как число страниц в этих документах перевалило за 2000, мы ограничились пока только предварительным просмотром эймэйроку.

Тем не менее, выстроив хронологию передвижений Сокаку, например, за период с 1898 по 1943 гг., можно получить достаточно точную картину его преподавательской деятельности. Мы обнаруживаем, что больше всего он обучал на севере Японии, и почти половину из этого времени он провел на Хоккайдо. Ниже приводится краткое хронологическое изложение его деятельности за этот период.

Весна 1898 г. – осень 1910: регион Тохоку, долгое время живет в префектурах Мияги, Иватэ и Ямагата. Несколько раз на короткое время выезжает в префектурах Фукусима и Акита. Сохранилась также запись о краткосрочной поездке на Хоккайдо в июле 1904 г.

Зима 1910 – начало 1921 г.: Хоккайдо. Сокаку переехал в Ширатаки примерно в 1916 г., и остался жить в этом городе до конца своей жизни (пимечание 2).

Весна 1921 – осень 1922: 4 месяца провел в префектуре Фукисима, пять с половиной месяцев в г. Аябе, расположенном недалеко от Киото.

Зима 1922 – зима 1930: Хоккайдо.

1931 – начало 1934: Хоккайдо, несколько поездок в Токио и префектуру Ямагата в 1931 г.

Весна – осень 1934: в основном в префектуре Ивама.

1935: Останавливается на несколько недель по очереди в префектурах Фукисима, Ямагата и Ивата; в конце года возвращается на Хоккайдо.

Первая половина 1936 г.: префектуры Мияги и Сайтама, и Токио.

Июль 1936 – июль 1939 г.: Осака, возможно ненадолго возвращался на Хоккайдо.

Август 1939 – осень 1942 г.: Хоккайдо.

1943 г.: Покинул Хоккайдо, судя по всему, в начале года, и отправился в Тохоку. В апреле 1943 г. Сокаку умирает в префектуре Аомори.

Кроме записей в эймэйроку и сярэйроку, единственными уцелевшими документами, подтверждающими то, что Сокаку действительно находился в начале столетия в Тохоку, являются несколько мокуроку (рукописных свитков) и других дипломов, которые сейчас находятся в руках потомков тех, кто их когда-то получил. Вся остальная информация о жизни Сокаку до 1910 г. дошла до нас в виде занимательных историй, основная часть которых была в свое время рассказана его сыном Токимунэ.

Известно, например, что начиная с 1903 г. Сокаку несколько лет обучал Дайто-рю военнослужащих Второй военной дивизии в Сэндае. Сокаку получил пост учителя в армии благодаря знакомству с Цугимути Сайго (младшим братом Такамори Сайго), которого он сопровождал на Хоккайдо в 1887 г. Среди учеников Сокаку того периода был и Макота Миура, который впоследствии стал известным генералом и оказывал поддержку Морихею Уесибе.

В одной из интереснейших историй о Сокаку того времени описывается его путешествие на Хоккайдо в 1904 г. Видимо, муниципальный суд Хакодатэ пригласил Сокаку помочь предотвратить нарушение ведения следствия со стороны местных бандитов. Несколько местных прокуроров в свое время занимались Дайто-рю, потом обучали этому искусству судейских служащих и полицейских Хакодатэ (этим и объясняется обращение к Такеде Сокаку). Однако через несколько дней после приезда Такеды в город ситуация накалилась настолько, что перед миниатюрным мастером Дайто-рю возникла реальная опасность борьбы в одиночку против двух сотен бандитов, вооруженных самым различным оружием, в том числе и огнестрельным. К счастью конфликт удалось уладить переговорами, мирно. Лидеры банд согласились снизить свою разрушительную деятельность, а Сокаку пришлось покинуть Хоккайдо, чтобы разрядить обстановку.

В другой истории рассказывается, что 1905 г. Сокаку оказался в одном вагоне с холеным молодым британцем, который стал протестовать против того, чтобы этот бедно одетый японец ехал в вагоне 1-го класса. Сокаку выразил свое неудовольствие тем, что без усилий уложил рослого иностранца на пол. Пораженный англичанин, Чарльз Пэрри, впоследствии некоторое время учился у Сокаку, и его имя можно найти в эймэйроку.

Информация о передвижениях Сокаку становится более точной после его переезда на Хоккайдо в конце 1910, т.к. сохранилось воспоминания его учеников – очевидцев тех событий. Однако прежде чем продолжить свой рассказ дальше, я хотел бы потратить некоторое время на то, чтобы развеять миф о Сокаку, который столько лет бытует в кругах близких к айкидо.

Итак, существует слух, что Сокаку пришлось уехать на Хоккайдо для того, чтобы скрыться от преследования по обвинению в убийстве. Похоже, что эту историю и подобные ей рассказывают с целью дискредитировать Сокаку, и таким образом оправдать в некоторой степени отход Морихея Уесибы от пути учителя. В реальности же Сокаку до того, как он решился на переезд на Хоккайдо, провел почти целый год тренируя в префектуре Акита. Среди его учеников был Глава полиции префектуры Акиты – Санэхидэ Такарабе. Такарабе так сильно ценил мастерство Сокаку, что когда его перевели в город Абасири в северной части Хоккайдо, он пригласил мастера Дайто-рю поехать с ним. Без сомнения Такарабе был наслышан о «подвигах» Сокаку на нецивилизованном Хоккайдо.

Когда Сокаку решил переехать на Хоккайдо, ему было пятьдесят лет и он находился в самом расцвете сил. Там он встретил свою вторую (а возможно также и третью) жену Сью, на которой женился где-то в 1912 г. Она родила Сокаку семь детей, в том числе его наследника – Токимунэ. Сью также занималась Дайто-рю и какое-то время ассистировала Сокаку во время семинаров. Она умерла в 1930 г. Именно на Хоккайдо Сокаку подготовил своих ведущих учеников. Среди них самым знаменитым стал Уесиба, но кроме него в начале хоккайдовского периода у Сокаку учились и многие другие, также вошедшие в историю Дайто-рю айкидзюдзюцу: Ненокити Сагава и его сын Юкиёси, Тайсо Хорикава и его сын Кодо, и Котаро Ёшида. Юкиёси жив до сих пор. Ему уже за девяносто, он очень слаб, но до сих пор возглавляет собственное доджо в пригороде Токио – Кодайра. Кодо Хорикава (1894-1980) создал собственное направление Дайто-рю, известное как Кодокай; оно до сих пор распространено на Хоккайдо. Котаро Ёшида (1883-1966) был высокообразованным человеком, работал в качестве журналиста в Энгару; известно, что именно он познакомил Уесибу и Сокаку в 1915 г.

Морихей Уесиба впервые встретил Сокаку Такеду на семинаре по Дайто-рю в Энгару в феврале 1915 г., и это оказалось поворотным пунктом всей его жизни. Дайто-рю полностью захватило Уесибу, он даже пригласил Сокаку переехать к нему в Ширатаки-мура, чтобы тот вел с ним индивидуальные занятия. Скорее всего это произошло в конце 1915 – начале 1916 г. Когда же Сокаку принял приглашение Морихея переехать в Ширатаки, то восторженный ученик окружил учителя самой преданной заботой и вниманием. Но каким образом Морихей смог позволить себе такую роскошь, как посвящать столько времени Дайто-рю, если жизнь на Хоккайдо была невероятно тяжелой?

Позвольте мне сделать небольшое отступление, и рассказать кое-что о жизни Уесибы на Хоккайдо к тому моменту, как Сокаку появляется на сцене. Хотя в то время Ширатаки все еще было захолустным местечком, но маленькое и относительно богатое поселение росло прямо на глазах благодаря неустанной работе ее трудолюбивых жителей, многие из которых были выходцами из префектуры Вакаяма. Мало внимания обращают и на тот факт, что Морихей получал существенную моральную и материальную поддержку от семьи и родственников во время проживания на Хоккайдо.

Точнее говоря, кроме жены и дочери, в Ширатаки проживали: отец Морихея – Ёроку, его зять – Дзэндзо Инуэ, сын Дзэндзо – Ёйтиро, а также другие члены этой большой семьи. Дзэндзо был одним из самых богатых и влиятельных людей Танабе, и он был женат на старшей сестре Уесибы – Тамэ. Его младший брат, Коширо Инуэ был одним из самых богатых промышленников Японии в начале ХХ века. К тому же, Ёйтиро, сын Дзэндзо, был среди наиболее выдающихся учеников Уесибы. Имена Ёроку Уесибы и Дзэндзо Инуэ можно встретить (без дат) в сярэйроку Сокаку. Из этого я делаю вывод, что и старший Уесиба, и особенно Дзэндзо (он из этих двоих был богаче) и были теми, кто предоставлял Морихею большие суммы денег, которые он передавал Сокаку на протяжении нескольких лет.

Еще одно интересное отступление касается вопроса о точности заявлений Морихея о том, как он заботился о Сокаку в те годы. Например, Уесиба говорил, что он на своей земле построил хороший дом и доджо для Сокаку. Однако записи от 21 декабря 1919 г. и свидетельство Которо Ёшиды говорят о том, что Морихей подарил своему учителю скромный деревянный домик. Противоречие легко разрешается если мы вспомним, что Ширатаки был полностью уничтожен во время большого пожара в мае 1917 г. В результате этого трагического события дом Морихея полностью сгорел, а Дзэндзо с семьей (а возможно и Ёроку вместе с ними) решили вернуться в Танабе. Несомненно, первый дом Уесибы был гораздо больше, чем маленькое строение, выстроенное на скорую руку после Великого Пожара.

Совершенно очевидно также, что пожар в Ширатаки прервал и тренировки Сокаку в доме Уесибы. Мы не знаем точно, что происходило дальше, но совершенно не удивительно, что в эймейроку Сокаку до середины 1918 г. фигурирует только один семинар. Нам известно, однако, что Уесиба построил маленький домик, который и получил Сокаку после того, как Морихей покинул Хоккайдо. Через некоторое время Сокаку и сам купил несколько участков земли в Ширатаки. К тому же, судя по всему, после некоторого перерыва Сокаку возобновил занятия в Ширатаки, и Уесиба продолжил тренироваться.Хотя вероятнее всего истина до конца так и не будет установлена, но все говорит за то, что на Хоккайдо Морихей занимался Дайто-рю у Сокаку от 3-х до 4-х лет. При этом примерно 2 года занятия были очень интенсивными и проходили под прямым руководством мастера. Интересный факт: в неопубликованном интервью, которое дал Уесиба примерно в 1965 г., он утверждал, что Сокаку просил его стать его преемником. Это не кажется голословным утверждением, если вспомнить насколько близкими были их отношения в то время.

В декабре 1919 г. Уесиба получает телеграмму из Танабе, в которой сообщается, что его отец находится при смерти. Он спешно покидает Ширатаки, и оставляет Сокаку свой скромный домик, выстроенный после Великого Пожара 1917-го года. Уесиба так больше никогда и не вернулся на Хоккайдо, но его связь с Сокаку продолжалась еще много лет.

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА РАЗДЕЛА ИНФОРМАЦИЯ