Кацуюки Кондо. Интервью
Кацуюки Кондо родился в Токио, в 1945 году. Изучал Дайто-рю айкидзюцу под руководством Цунейро Хосоно и Котаро Йошида. Позднее он учился у главного мастера школы Токимунэ Такеды. В 1974 году Кондо было присвоено звание инструктора школы и официального представителя главы школы в 1988 году. Сегодня он руководит Симбукан-додзё в Токио и является признанным лидером школы Дайто-рю после смерти мастера Токимунэ Такеды в 1993 году. Этот текст – обработанный перевод двух бесед с Кацуюки Кондо в 1988 году и в 1992 году. Обе они происходили до смерти главы школы Токимунэ Такеды, и Вы можете заметить много упоминаний о состояния его здоровья и рассуждений о будущем школы.
Вопрос: Могли бы вы описать Дайто-рю айкидзюцу?
Ответ: Очень трудно описать всю историю системы, так что я изложу ее очень кратко. Почти 11 столетий тому жил человек по имени Синдра Сабуро Йосимицу. Его дом стоял в поместье «Дайто». Именно этого человека считают основателем Дайто-рю. Потом его искусство передавалось по линии семьи Минамото, потом – их потомкам, семейству Такеда из Каи (сегодня это префектура Яманаси). Система передавалась по наследству в семье Такеда как го тен дзюцу (боевое искусство для использования во дворце). В дополнение этой линии во время правления четвертого сёгуна Токугавы Иечуны (годы жизни 1651-1680), Масаюки Хосина из клана Аизу. Четвертый сын Хигетады приехал в замок Эдо, чтобы обучать семью Сёгуна и превратил боевое искусстово в завершенную систему, которая приобрела известность под названием ОСИКИ-УЧИ. Дайто-рю семьи Такеда и Осики-учи князя Масаюки Хосина передавались отдельно. Позже, в период Мейдзи, Сокаку Такеда усовершенствовал Дайто-рю традициями клана Айзу. Так что Сокаку Такеда является отцом современного Дайто-рю и о нем нельзя не упомянуть, рассказывая историю школы.
Вопрос: Действительно ли Сокаку Такеда не любил в детстве учиться и остался неграмотным?
Ответ: Хотя бытует мнение, что Сокаку Такеда был совершенно неграмотным, он умел читать. Похоже, что в детстве у него были причины для заявления о том, что он не будет учиться писать. Я даже слышал, что во время выборов он специально учился писать имя человека, за которого собирался голосовать.
Вопрос: Сокаку Такеда много лет преподавал в Японии. Не было ли преподавание одновременно способом тренировки?
Ответ: Точно. Преподавание может быть способом тренировки. Преподавание – это всегда обучение. Сокаку – сенсей тренировал многих бывших членов касты самураев, сотрудников полиции, армейских офицеров, судей. Он посещал только таких людей для своей собственной тренировки и, конечно, были случаи, когда он должен был защищать свою жизнь. Сокаку – сенсей путешествовал по всей Японии. От Хокайдо до Окинавы на юге. Примечательно, что он обучал полицейских не в какой-то одной области, а по всей стране. Я думаю, что если бы его техника была бесполезной и неэффективной, полиция не принимала бы его как инструктора, потому, что полицейские отделения очень просто могут обмениваться информацией. То же самое можно сказать и о военных. Он также обучал многих офицеров регулярной армии. Иногда можно услышать, что якобы связи Сокаку-сенсея с военными были ограничены и существовали благодаря религии Омото и знакомству с Морихеи Уэсибой. На самом же деле Сокаку Такеда непосредственно контактировал с армией. Это можно заметить по его регистрационным книгам. Я считаю, что человек обычных способностей не смог бы прожить такую жизнь. Сокаку-сенсей начал свое путешествие, когда ему было меньше 20 лет, и продолжал его до самой смерти в 1943 году в Аомори, где он преподавал боевое искусство. Он был великим мастером, посвятившим тренировке всю свою жизнь.
Вопрос: Несмотря на то, что Сокаку-сенсей преподавал Дайто-рю в полицейских отделениях, сегодня мы очень редко слышим об искусстве Дайто-рю в полиции.
Ответ: Я думаю, что Сокаку-сенсей преподавал эпизодически, и его целью была собственная тренировка в процессе преподавания боевых искусств. Он был настоящим мастером. Хотя я недавно слышал, что было место, кажется, Сендай в области Тохоку, где Дайто-рю все еще изучают в полиции. Думаю, что на самом деле такие места еще есть, хотя их и мало. С тех пор как наше боевое искусство преподавалось там, начиная с периода Мейдзи, Дайто-рю должно было передаваться там от поколения к поколению. Но школы были закрыты. Следует принять во внимание, что структура и состав полиции сильно изменились после войны. Сокаку Такеда обучал еще и судей, тюремных офицеров, прокуроров, но ни одна из школ не сохранилась. Я думаю, что причина – война.
Вопрос: Сокаку Такеда был уникальным мастером боевых искусств, потому что он путешествовал по Японии много лет, обучая людей с высоким статусом. В его записях даже сохранились все их имена.
Ответ: Я думаю, вы говорите об регистрационных книгах и расписках о получении денег, которые он хранил. Как вы уже отмечали, примерно с 1900 года Сокаку-сенсей обучал офицеров полиции, армии, судей и других влиятельных людей почти в каждом городке, где он останавливался. До этого его искусство принадлежало исключительно клану Айдзу и никогда не демонстрировалось посторонним. Тогда обучение армейских и полицейских офицеров считалось признаком высокого социального статуса, потому что армия и полиция считались наследниками касты самураев. Думаю, что пока такая социальная иерархия сохранялась, было очень трудно уговорить этих важных людей написать свое имя или поставить печать.
Вопрос: В чем разница Дайто-рю и айкидо?
Ответ: Не думаю, что есть какая-то разница. В Дайто-рю практика тоже начинается с учтивого поклона, и конечной целью занятий является дух любви и гармонии.
Вопрос: А как насчет техники?
Ответ: Больших отличий в технике нет. Однако, то, что мы называем «иккё» является группой из примерно тридцати техник, десять из которых исполняются в позиции сидя, пять – когда стоящий нападает на сидящего, десять – в позиции стоя и пять – ответ на атаку со спины. Каждая из этих тридцати техник имеет свое собственное название. В Дайто-рю первая техника называется иппон-дори. Это сложная техника, в которой вы без оружия встречаете атаку противника спереди. В традиционных боевых искусствах секретные техники даются ученикам уже с самого начала. В Дайто-рю мы тоже показываем сложные техники с самого начала. Это техника иппо-дори, которая в айкидо стала называться иккё и связана с техниками похожими на шомен-учи иккё, койате-дори иккё, риоте-дори иккё и другие. Иккадзе состоит из тридцати техник, но только иппон-дори стала техникой иккё в айкидо. Существует двадцать пять других техник таких как гяку-уде-дори, курумадаоси, коси-гурума и другие. Никадзё также содержит тридцать техник и только одна из них вошла в айкидо как никкё. Та же ситуация с санкё. Ёкандзё содержит пятьдесят техник и одна из них – ёнкё – вошла в айкидо. Гокадзё содержит тридцать техник, из которых только гоккё есть в айкидо. Есть еще тасу-дори (техники для боя с группой), тачи-дори техники противостояния мечу), дзё-дори каса-дори, емоно-дори (техники против разнообразного оружия) и другие. Все названное практиковалось самураями в прошлом. Итак, мы насчитали в Дайто-рю 118 техник, разбитых на группы, но только 5 из них были включены в айкидо. Мне хочется подчеркнуть это особо, чтобы избежать непонимания. Различие техник айкидо и Дайто-рю на непросвещенный взгляд в том, что в Дайто-рю вы должны разрушать равновесие противника сразу же как только прикоснулись к нему. Это случается потому, что в техниках присутствует айки, которую мы используем для нарушения равновесия противника. Это главная характеристика Дайто-рю. Другая характеристика – использование атеми. Атеми – это также часть айки в Дайто-рю. Хотя часто говорят, что Дайто-рю не хватает утонченности и притягательности. Дайто-рю имеет раздел айки-но-дзюцу (53 техники) и они по настоящему прекрасны. Техники айки-но-дзюцу изучаются после названных ранее 118 техник, а потом изучаются техники хиоги, каисаку соден, и, наконец, кайден.
Вопрос: Чтобы называть Дайто-рю, используются разные термины. Думаю, что это смущает людей. Например, слова такие как «Дайто-рю айкидзюцу», «Дайто-рю дзю-дзюцу», айкидзюцу», «айки-дзю-дзюцу», айкибудо» и другие. Можете ли вы объяснить использование этих терминов?
Ответ: Я понимаю, некоторые люди используют эти термины, чтобы назвать то, чем они занимаются. Однако они не имеют ничего общего с Дайто-рю. Все клубы Дайто-рю, известные главе школы, проверяются им. Мы используем название «Дайто-рю дзю-дзюцу» и «Дайто-рю айкидзюцу», в зависимости от техник, преподаваемых ученикам. Сегодняшний глава школы Токимунэ Такеда-сенсей еще употребляет термин «Дайто-рю айкибудо», подразумевая, что Дайто-рю это комплексное искусство, которое должно практиковаться как » п у т ь».
Вопрос: Сокаку Такеда – легендарная личность, окруженная противоречивыми слухами. Можете ли вы оценить его вклад в развитие боевых искусств Японии?
Ответ: Я считаю, что Сокаку Такеда – мастер, которому нет равных. Думаю, что без него не появилось бы искусство айкидо. Другими словами, Сокаку Такеда – учитель и мастер Дайто-рю прочно занял место в истории айкидо. Недавно я читал одну книгу, в которой утверждается, что Дайто-рю незначительно повлияло на айкидо и Морихеи Уэсиба всего лишь недолго изучал Дайто-рю. Это неправда, потому что Морихеи – сенсей изучал Дайто-рю очень долго, с 1915 года по 1937. Он даже получил степени инструктора школы кё-дзю даири и гёсиньё -но- те, которые были наивысшими в Дайто-рю того времени. Вы не можете назвать 20 лет коротким периодом; Двадцать лет – это большая часть человеческой жизни. Хотя религия Омото также связана со значительным прогрессом Морихеи Уэсибы в айкидо, я уверен, что не будет преувеличением сказать, что без Сокаку Такеды, айкидо не существовало бы в том виде, как мы его знаем.
Вопрос: Какова ваша точка зрения на отношения между Сокаку Такедой и Морихеи Уэсибой?
Ответ: Это всего лишь мое мнение, но Морихеи Уэсиба изучал Дайто-рю более 20 лет и считал Сокаку- сенсея своим учителем. Сокаку Такеда считал Уэсибу своим учеником. Есть много историй об их отношениях, показывающих уважение учеников к мастеру и привязанность мастера к ученикам. Эти отношения продолжались какое-то время, пока в какой-то момент Морихеи Уэсиба не начал искать свой путь и не создал современное айкидо. Морихеи-сенсей был великим человеком, и я верю, что гениальный ученик превзошел своего учителя. Не думаю, что его способности как бойца были выше, но Морихеи Уэсиба намного превзошел учителя в известности и количестве учеников.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о Токимунэ Такеде, настоящем главе школы Дайто-рю.
Ответ: Мастер Токимунэ Такеда родился 7 октября 1916 года. Его воспитывали строго и с самого детства готовили к роли наследника, главы школы Дайто-рю. Он провел своё детство в Сиратаки, в холодном климате. Его тренировки начались упражнениями с деревянным мечом в горной роще. Отец – Сокаку Такеда отправлял его даже заниматься зимой на снегу, когда температура опускалась до -20 С и запирал дверь в дом. Я полагаю, что матери мальчика очень тяжело было наблюдать за этим. На улице было очень холодно, но у Токимунэ не было выбора. Ему приходилось идти и двигаться с мечом, чтобы согреться, рубить ветки. Заодно он поневоле тренировал руки, ноги и тело. Сокаку-сенсей заставлял своего сына таким образом упражняться на протяжении многих лет. Он был очень строгим отцом. В те времена рис молотили вручную и Сокаку-сенсей заставлял Токимунэ молотить рис примитивным инструментом из двух связанных между собой палок. И не было способа работать спустя рукава. Вот так Токимунэ тренировался в детстве. Когда ему исполнилось 15 лет, Токимунэ уже был умелым бойцом. Сокаку-сенсей говорил, что никто не мог победить Токимунэ в это время. С самого начала Токимунэ готовили к роли главного мастера школы. Сокаку – сенсей много путешествовал, чтобы тренироваться, оставляя жену и детей одних. Думаю, что в эти моменты его семье приходилось трудно. Токимунэ пошел по стопам отца и оставил Сиратаки, чтобы больше узнать о жизни и стать служащим полиции. В полиции он отличился как мастер боевых искусств. После женитьбы он стал одним из управляющих компании Yamada Fisheries. В 1953 году по просьбе энтузиастов в Абасири часть магазина компании была переоборудована в тренировочный зал – додзё, предшественника современного Дайто-кана, построенного в 1956 году. Токимунэ-сенсей никогда не пропускал утреннюю тренировку. Даже сейчас, когда ему 73 года (1988год), толщина его запястий почти в 2 раза больше, чем у обыкновенного человека. Он очень мягкий человек, который всегда уступает дорогу и хорошо отзывается о других людях. Когда он говорит о других учениках Сокаку-сенсея, он всегда подчеркивает, что этом мастер имеет отточенную технику, а – тот имеет очень хорошую репутацию и т. д. Он никогда не критикует других. Вот уже 30 лет я обучаюсь у Токимунэ-сенсея, но все также его возможности превосходят мои. Их разделяет целая пропасть. Хотя я никогда не знал Сокаку-сенсея лично, я думаю, Токимунэ-сенсей не уступает ему ни духовно, ни технически.
Вопрос: Как Токимунэ-сенсей стал наследником Сокаку-сенсея?
Ответ: Я полагаю, это случилось естественно, хотя он был третьим сыном Сокаку-сенсея. Однако Сокаку Такеда после второй женитьбы начал отсчет заново и Токимунэ был его первым сыном от второй жены. Так что он естественно стал главным наследником, и по традиции Дайто-рю должность главы школы перешла к нему. По этой причине образование Токимунэ-сенсея с самого детства было нацелено на воспитание нового главного мастера школы Дайто-рю, которым Токимунэ-сенсей и стал после смерти Сокаку-сенсея в 1943 году.
Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.
Комментарии
Еще никто не комментировал.
Оставьте комментарий