Такафуми Такено. Интервью

This post is also available in: Английский

Такафуми Такено

Несмотря на то, что он один из Шиханов, имеющих наивысший уровень в системе Ёсинкан Айкидо, Такафуми Такено продолжает подходить к обучению и тренировке с открытой душой. В этой беседе Такено Сенсей (8 Дан Ёсинкан Айкидо) делится своей уникальной методикой преподавания Айкидо и управления одной из самых успешных школ в Японии.

Сенсей, Вы ассистировали Сенсею Кёичи Иноуэ, когда он обучал в Полицейской Академии, не так ли?

Такено: Да, я обучался в-основном у Сиоды Сенсея, но он позволял мне участвовать во множестве других видов деятельности. В 1978 году я был направлен для обучения в Отделении Городской полиции, где тренировки начались за 15 лет до моего назначения.

Я проводил экзамены на Кю- и Дан-степени для офицеров-женщин и полицейских-специалистов по охране в Полицейской Академии. Дополнительно я обучал каждое подразделение городской полиции основам вращательных движений. Но основное время, тем не менее, я проводил в Штаб-квартире Ёсинкана и был задействован в обучении избранных членов от каждого из подразделений городской полиции.

Какие вопросы задавали Вам студенты Полицейской Академии относительно случаев управления опасными ситуациями?

Такено: Сложно обобщить, однако они спрашивали, как, например, работать против ножевых атак или что делать, если Вас захватили за галстук униформы. Они спрашивали о реальных ситуациях, которые случаются или могут случиться в их работе. Вы, быть может, назовете это «боевым Айки».

Также они хотели знать, как управлять преступниками мягко и эффективно. Избегание ненужных захватов и ударов было основной темой для них, как представителей закона, так как они беспокоились о вероятности того, что их действия могут быть рассмотрены как чрезмерное использование силы. Даже к оправданным действиям по самозащите могли приклеить ярлык «полицейского произвола», если случалось, что офицер применил удар.

Перед самым выпуском студенты сдавали экзамен в Штаб-квартире Ёсинкана по применению их навыков управления реальными атаками. Например, они должны были правильно отреагировать на действия кого-то, кто попытается отобрать у них пистолет. Мы проверяли их способности, связанные с реальными жизненными ситуациями. Мы ввели в программу обучения элементы, которые могли быть полезными в случаях реальных арестов.

Вы обучали атеми в Полиции?

Такено: Да, но я говорил курсантам не использовать атеми в полную силу. Они могут использовать атеми для отвлечения или для контроля, поэтому, я думаю, для полицейских необязательно бить сильно. Поэтому, мы развиваем у них легкие, быстрые атеми. Например, при ударе по лицу нет необходимости крепко сжимать кулак. Я думаю, атеми получаются более быстрыми, когда Вы расслаблены. Выполненный без напряжения, атеми дает Вам возможность легче управлять противником. Я требователен, когда дело касается правильного выполнения, поэтому всегда уделяю внимание быстрому и правильному выполнению ударов. Если мой партнер не может избежать моего атеми, я не останавливаюсь и делаю его в любом случае. В данной ситуации они могут проверить, эффективен ли их уход от удара или нет. То же самое касается и ударов. Я всегда говорю: лучше бейте сильно, чем без энтузиазма. Ведь если не удалось избежать нападения, в таком случае вам нанесут поражение.

Другими словами, Вы должны знать силу вашего противника. Чувствовать Вашего партнера означает, я думаю, чувствовать самого себя.

В моем Додзё я всегда оставляю время, чтобы проверить эффективность техник людей, также как и пределы их возможностей, и их сопротивление, как ассистентов. Во время таких тренировок я говорю студентам не сдвигаться с места, если их равновесие не нарушено, не падать, если контроль применен неправильно, и не покоряться, пока техника не выполнена эффективно.

Я не думаю, что во многих Додзё тренируются таким образом.

Такено: Мы можем так делать, потому что каждый регулярно посещает занятия. Такие тренировки были бы невозможны, если бы люди приходили раз в неделю или около того.

Я постоянно заставляю моих учеников понимать их собственную силу. Я говорю, что если их техника нерешительна, то они не смогут развивать своё тело. Даже во время регулярных тренировок я говорю ученикам решительно двигаться вперед независимо от того, какой человек атакует их. Фактически я учу их не уклоняться от атаки, а входить в неё.

Я думаю, что попытка захватить оппонента почти наверняка закончится поражением. Мне кажется, всегда лучше «пригласить» оппонента атаковать Вас в любое время, чем думать о том, как он будет атаковать. Эта разница заключается в Ваших мыслях, когда Вы стоите напротив своего оппонента и либо спокойно думаете: «Пожалуйста, атакуй, когда захочешь», либо паникуете: «Интересно, а как он будет атаковать?». Последняя фраза очень пассивна, и Вы в данном случае уже были подавлены своими собственными мыслями, своим отношением. В этом смысле, даже когда Ваша техника улучшается медленно, Вы должны быть на один шаг впереди своего оппонента, или не сможете управлять своим телом как надо. Сиода Сенсей входил на Ирими очень энергично. Я часто ассистировал ему и ощущал в полной мере то, что он всегда двигался вперед вместо парирования и уклонения.

Поэтому, даже когда Вы уклоняетесь, следует уклоняться, двигаясь вперед. В течение тренировки старайтесь не оставаться в одном и том же месте. У меня такое чувство, что этот вид движения к тому, что он быстрее, еще и лучше развивает технику. Даже во время выполнения так называемых ката, или тренировочных форм, чем заполнять свой ум мыслями о последовательности передвижений, лучше просто сделать входящее движение и провести технику. Другими словами, только те техники, которые становятся эффективными мгновенно, могут считаться настоящими. Техники, выполняемые с мыслями: «Хорошо, в следующий раз я сделаю так и так…», не могут называться техниками.

Если сравнивать с другими боевыми искусствами, техники Айкидо часто считаются неэффективными в настоящих боевых ситуациях.

Такено: Возможно, тренировки следует разделить на различные курсы. На курсе, рассматривающем Айкидо, как боевое искусство, целью является взращивание и развитие мастеров. Соответственно, тренировка ориентирована на развитие мощи техник. Если целью является получение удовольствия от тренировок или здоровье, то тогда занятия следует организовывать для того, чтобы достичь этих нужд. Смешивание понятий, возможно, и вызывает вопросы. Если только один из десяти учеников станет проффесионалом, то остальные девять людей возможно в этом потерпят неудачу.

Мы практикуем боевое айки так, как нас учил Сиода Сенсей. Если Вы посмотрите на невероятно четкие техники Сиоды Сенсея, то поймете, что я имею в виду.

Многие люди удивляются, что существует подобное айкидо, и хотят узнать больше о боевом айки. Поэтому я не думаю, что айкидо как-то уступает другим боевым искусствам. И я думаю, это то, чем нужно гордиться.

Учителю, тем не менее, необходимо модифицировать тренировочные методики согласно стремлениям каждого ученика. Боевой аспект айкидо будет постепенно исчезать, если каждый будет вынужден тренироваться одинаково, тогда как с другой стороны основная масса учеников могут не принять тренировки, на которых он подчеркивается постоянно. Учитель должен отвечать этим различным целям и предлагать тренировки в зависимости от ситуации. Конечно, это требует от него больших знаний.

Люди, чувствующие склонность к боевым аспектам айкидо, очевидно должны принять военный подход. Естественно, профессионалы в данном случае должны следовать этому виду обучения. Конечно, одобряя только этот вид обучения, можно прийти к потере первоначальной природы айки, так что это – большая проблема.

Я так понимаю, что одна из наибольших проблем в тренировке айкидо заключается в том, что непоняты присущие ему направления атаки. Что бы я смог сделать, если бы меня атаковал кто-то, более сильный, чем я? Что, если бы напали на мою семью, и мне нужно было бы их защищать? Одно это существенно, чтобы учиться и изучать методы атаки.

Такено: Я знаю техники, которым я учил в полиции и которые достаточно эффективны против реальных атак, и это доказано, так как я слышал истории о применении айкидо в реальных ситуациях от полицейских. Например, охранник в резиденции премьер-министра, обучавшийся айкидо, задержал человека, вошедшего в помещение с кухонным ножом.

Когда я обучаю полицейских, иногда находятся новички, говорящие: «Айкидо? О, это то, чему учат женщин-полицейских…» Но более опытные ученики знают, насколько мощным может быть айкидо и что оно может сделать, поэтому они ставят новоприбывших перед собой со словами: «Вставай в стойку и попробуй, что такое айкидо!»

Как Вы уже говорили, они не знают, как работать с настоящими атаками, поэтому я спрашиваю у них, в каких ситуациях они побывали, и учу их соответственно.

Я уверен, они все хотят знать такие вещи.

Такено: Если кто-то сильно атакует Вас, Вы возможно остановите его ударом или броском из дзюдо, но подобные методы – не лучшее решение, так как могут быть причиной ненужных травм. Я учу полицейских использовать различные техники Айкидо как альтернативу при таких ситуациях.

В скольких Додзё Вы преподаете в настоящее время?

Такено: Кроме этого зала, я преподаю в Додзё в Хикава и Ширане. Также преподаю в Буддистском Университете Киото и Медицинском Университете Яманаши. Клуб Айкидо в Медицинском Университете Яманаши был официально зарегистрирован только в этом году. Один из студентов пришел посмотреть на тренировку, и я предложил ему попробовать. Моя политика – позволить людям попробовать позаниматься до того, как они захотят официально присоединиться, поэтому они могут пройти свободно на тренировку, если захотят. Во время тренировки этого парня бросила одна из женщин в Додзё. Он был изумлен и спросил меня, как его так легко разбалансировали, и я объяснил ему, что такое айкидо. Неважно, сколько раз он пробовал, но его бросали. «Это слишком просто!»-восклицал он. Женщина держала его в разбалансированном состоянии, просто слегка придерживая за руку, а затем добавила немного энергии в технику и легко его бросила. Позже он пригласил несколько своих друзей, настроенных также скептически. Они были заворожены и спросили, не мог бы я обучить их, и после этого начали посещать тренировки. Я сказал, что поскольку они настолько заинтересованы, то если захотят, могут открыть неформальный клуб в их университете с моей поддержкой. Они ухватились за эту идею, и начало клуба было, таким образом, положено. После примерно трех лет они были официально зарегистрированы как Клуб Айкидо.

А что у Вас с обменом опытом с другими университетами?

Такено: Я думаю, что подобные мероприятия очень важны, и убеждаю своих учеников участвовать в них при любом удобном случае. Недавно был разговор о совместных тренировках в университете префектуры Чиба, и некоторые ученики были заинтересованы в этом, но выпускники клуба не поддержали идею, и из этого ничего не вышло.

За границей подобные совместные тренировки тоже существуют, и думаю, что они очень стимулируют людей. Давайте немного сменим тему, не могли бы Вы рассказать нам о своем опыте Учи деши в штаб-квартире Ёсинкана?

Такено: Преподавание в Ёсинкане тех лет было необычайно обширным и общим, поэтому невозможно объяснить его в нескольких словах. Ты учил техники постоянным повторением, снова и снова. Сегодня методики тренировки уже сформированы, поэтому даже новичку абсолютно несложно развиваться.

Когда я был учи деши, первое, что ты учил, это механику техники, а затем развивал плавность движения. В течение первых трех месяцев, что я провел в Додзё, всё, что я учил, было только базовый Шихо наге. Каждый день Шихо наге! В течение всего дня я практиковал только эту базовую технику. Такие тренировки были в то время. Ты тренировал свое тело этими базовыми формами, пока оно не запоминало их.

Сегодня ученики, конечно, имеют хорошую форму, но, я думаю, им следует взглянуть на процесс обучения и с другой стороны. Форма существует, чтобы быть камнем на пути к следующему уровню, и как результат – чтобы «создать» этот уровень и перейти на него. В тренировке нет ничего, что было бы неважным. Возьмем, к примеру, проблему использования силы в технике. Люди, которые никогда не пытались добавить её в технику, не поймут, что это значит. Я позволяю ученикам использовать силу столько, сколько захотят, и они сами могут понять, что это не имеет должного эффекта. Они понимают это без моих подсказок. Ученики постепенно осознают тщетность применения мускульной силы в техниках и, следовательно, начинают понимать их с немного другой стороны.

Сейчас применяются усовершенствованные методики преподавания, но чрезмерное увлечение ими в начале пути может вызвать у учеников недопонимание сущности техник.

Преподавание в Додзё – это тяжелая ответственность. В течение одночасовой тренировки инструктор должен видеть, что каждый в зале использует этот час эффективно и с удовольствием. Я думаю, преподавание только по одной методике – плохое.

Когда я веду тренировку, то уделяю внимание состоянию учеников. Также отмечаю такие вещи, как соотношение новичков и продолжающих учеников или, скажем, большое количество женщин на тренировке, и так далее. Я изменяю тему тренировки согласно этим параметрам. Я посылаю в класс определенную «энергию» и, если ученики отвечают на неё, то могу переходить к следующему, более высокому уровню.

Я считаю, что большее значение для учителя имеет понятие «обучение», чем «преподавание». Меня этому научил Сиода Сенсей. Учитель должен видеть отдачу учеников от методики преподавания, и понимать, какой метод работает, а какой – нет. Иначе обучение становится лишь скрепкой к определенным моделям.

Использовать только один метод обучения – это хорошо, но Вам необходимо добавлять что-либо, дающее разнообразие, например, показывать определенные моменты для более опытных учеников. А для новичков первоначально давать только форму техники, но иногда полезно сказать: «Не обращайте внимания на форму – просто добавьте немного силы в технику и посмотрите, что получится».

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)