Интервью с Сенсеем Сиодой Ясухисой

This post is also available in: Английский

Интервью осени 1990 года. Много воды утекло с тех пор, когда создавалась Международная Федерация Ёсинкан Айкидо. Много чего изменилось, и сейчас интересно наблюдать за теми изменениями, которые произошли с тех давних пор. А ведь пролетело уже 20 лет! (Прим. пер. )

Перевод Подобаев В.С.

В сентябре 1990 года Хомбу Додзё Айкидо Ёсинкан объявило о том, что Ясухиса Сиода, сын Канчё Годзо Сиоды, может сменить своего отца, стать вторым Соке, наследником традиций Айкидо Ёсинкан. Мы поговорили с ним об истории его развития в Айкидо, его подходе при обучении и взглядах на будущее Айкидо Ёсинкан.

Расскажите нам, пожалуйста, как Вы пришли в Айкидо?

Я начал заниматься Айкидо, когда учился в первом классе неполной средней школы. В то время с нами в Додзё тренировался первый курс Кидотай (Японская Полиция). Я тренировался настолько усердно, что даже остался в Додзё во время своих летних каникул. В то время вместе со мной также посещали занятия Кусида Сенсей и некоторые другие учителя.

После того, как я окончил университет Чуо, я присоединился к инструкторскому составу Ёсинкан Айкидо. В то время наше Додзё располагалось в Коганей.

Сколько у Вас братьев?

Я самый младший из трех братьев. С самого детства все считали, что я наиболее подхожу для Айкидо.

Занимались ли Вы в университетском клубе Айкидо?

Нет, поскольку этот клуб был из направления Айкикай. С тех пор, как я поступил на полный курс средней школы, который был под патронажем университета Чуо, мне не нужно было готовиться ко вступительным экзаменам, поэтому я мог позволить себе уделять достаточное время для занятий Айкидо. На тренировках с первым курсом Кидотай, а этому курсу в рамках системы Ёсинкан в этом году исполняется уже 26 лет, я приобрел огромный опыт.

Когда мне исполнилось 22 года, я стал одним из инструкторов Хомбу Додзё и стал преподавать Айкидо в различных местах, например, в Управлении Городской Полиции, некоторых университетах и подразделениях Хомбу Додзё. В 1980 году я приехал в Англию и жил там 3 года. Там, кроме изучения английского языка, я обучал Айкидо в некоторых Додзё, представляющих Хомбу Додзё Ёсинкан Айкидо. Я встречался с многими людьми, и считаю, что это дало мне возможность увидеть широкие международные перспективы.

Число иностранных учеников в Хомбу Додзё росло. Я снова встретил там г-на Фреда Хейнса, с которым впервые познакомился в Англии, и мы пришли к выводу, что пока организация образована лишь в Соединенных Штатах, все остальные Додзё в конечном итоге придут к хаосу. Поэтому было решено создать международную федерацию, я занялся этим и основал Международную Федерацию Ёсинкан Айкидо в 1990 году. Также в этом сентябре мы планируем зарегистрировать национальную федерацию.

Были ли до этого в Японии официальные федерации?

У нас не было ни одного подразделения, которое бы подчинялось напрямую Хомбу Додзё. Есть направление Терады Сенсея, которое объединяет несколько Додзё местного значения, и оно самое крупное, следующим можно назвать направление Такено Сенсея Яманаси Ёсинкан.

Кроме них можно назвать Управление Городской Полиции, в котором сейчас преподает Иноуе Сенсей, но оно формально не является подразделением Ёсинкан. Поэтому в будущем мы должны создать больше подразделений Хомбу Додзё и начать преподавать Айкидо во многих других местах: школах, компаниях и организациях. Уже сейчас некоторые университетские клубы Айкидо, например, университетов Букё и Киото, перешли с обучения Айкикай в Ёсинкан. Я считаю, что для нас существует возможность увеличить число университетов, в которых мы обучали бы под эгидой национальной федерации, и это ещё одна причина для того, чтобы создать подобную организацию.

Чем Вы руководствовались, когда уехали в Англию на три года?

В то время всё, чем я занимался, так это тренировками в Додзё, и я считал, что мне было бы лучше уехать учиться за границу, а английский язык, как мне казалось, был мне наиболее необходим. Поэтому я принял решение уехать за границу, и очень удачно сложилось, что г-н Ю из Южной Кореи находился в Англии в это время, и он попросил меня приехать и начать преподавать Айкидо в Великобритании вместо него на время его отъезда в Южную Корею. Таким образом, я оказался в Англии в октябре 1980 года, приехав в Лондон. Г-н Ю прожил в Додзё Ёсинкан Айкидо больше пяти лет, сейчас он живет в Лос-Анджелесе.

Намереваетесь ли Вы преподавать Айкидо в японских Додзё?

Я считаю, что для меня лучше часто преподавать за границей, и, когда каждое иностранное Додзё определится на своем пути, инструкторы Хомбу Додзё смогут сменять друг друга.

В Японии с тех пор, как Ёсинкан является организацией, признанной Городской Администрацией Токио, сложно отыскать финансовые средства для проезда или проживания в отеле, когда мы выезжаем в отдельные районы, так как эти расходы не предусмотрены в бюджете. Поэтому, когда мы едем в местные полицейские академии обучать Айкидо, мне бы хотелось иметь в наличии заранее обговоренные средства, чтобы у нас был определенный доход от преподавания. Урегулировав этот вопрос, я надеюсь, мы сможем увеличить число официально зарегистрированных подразделений Хомбу Додзё насколько это возможно.

В первые годы, когда Ёсинкан был ещё молодой организацией, у нас не было необходимости обучать большое число учеников, сверх тех, кто уже проходит обучение, а это были, в-основном, представители Кидотай. Поэтому мы не рассматривали общую массу людей, как потенциальных учеников. Мы работали только с Кидотай. Я считаю, это и послужило причиной того, что с этой точки зрения Ёсинкан, как направление, ещё не развит в должной мере. Когда Хомбу Додзё располагалось в Ёёги, там было удобное помещение, а теперь мы располагаемся в Очиай, район Синдзюку, где, я боюсь, нет такой возможности для привлечения внимания обычных людей. И, что хуже всего, мы слишком пассивно ведем просветительскую деятельность. Раньше Канчё Сенсей обычно организовывал показательные выступления в различных местах, и именно это было рекламной деятельностью Ёсинкан Айкидо.

Он был твердо убежден, что если он показывает Айкидо честно, люди никогда не будут жалеть о том, что выбрали Айкидо. Он всегда говорил: «Мы должны быть бескорыстными, и нет необходимости вести пропаганду Ёсинкана». И ещё: «Боевые искусства не подразумевают каких-либо уловок. Если мы изучаем будо искренне, люди непременно придут к нам». Это был принцип Канчё Сенсея, он стал и принципом Ёсинкан Айкидо. В результате, несмотря на то, что мы сильно выросли в технической области, для нас сложно распространить наши техники по всему миру. К тому же, в Ёсинкан Айкидо даны не раздают направо и налево, ученикам сложно получить черный пояс быстро. Ёсинкан смог выжить только потому, что обладал поддержкой в определенных кругах.

Поэтому можно сказать, что принципы Ёсинкан Айкидо очень чисты. Тем не менее, этот традиционный способ мышления слишком строгий, он придает особое значение правилам. Но в настоящее время от нас требуется быть более гибкими в суждениях.

Г-н Такафуми Такено настолько же традиционен в суждениях, что нравится моему отцу. Таким образом, для нас будет сложно преобразовать структурные слабости системы Ёсинкан. Ученикам не позволено свободно выражать своё мнение, и мой отец считает, что всё в порядке.

Ваша программа преподавания в Управлении Городской Полиции была достаточно успешной, не так ли?

Да, действительно, замечательно, что Управление возложило на нас обучение Кидотай, и с другой стороны для нас это было огромной удачей. Хотя мы слишком сконцентрировались на обучении Кидотай. Когда мы были молоды, для нас было естественным тренироваться вместе с Кидотай, но с возрастом мы все стали инструкторами. Другими словами, слишком много учителей на то число учеников, которые обучаются Ёсинкан Айкидо, но нет единого целого, нет центра. Поэтому для нас естественно увеличить число Додзё под эгидой Хомбу Додзё и обеспечить их грамотными преподавателями. Другими словами, нам необходимо большее число Додзё. Для осуществления этого необходимо кооперироваться с деловыми кругами, что для нас является причиной большой дилеммы.

До сих пор мы содержали исключительно своё Додзё. Когда нам было что-либо нужно, эти нужды выполнялись определенными людьми, а мы принимали это в качестве дара. Мы ничего не боялись, пока наша техническая сторона была очень сильна. Говорят: «Искусство и знание приносят хлеб и честь». В известном смысле, мы, как и Морихеи Уэсиба, считаем также. Я верю в это.

Есть одна история о Канчё Сенсее. В начале, он был обычным учеником. Но потом он понял, что его коллеги достигли невероятного прогресса в технике после того, как стали учи-деши. Быть учи-деши означает жить вместе с учителем всё время; другими словами, Айкидо становится твоей жизнью. Поэтому, как я слышал, он морально приготовился стать учи-деши. Даже сейчас он твердо убежден, что человек не может развиваться, будучи обычным учеником. Поэтому в Ёсинкан Айкидо до сих пор развита система учи-деши. Он считает, что если человек никогда не тренировался в качестве учи-деши, он не сможет стать квалифицированным инструктором.

Видели ли Вы когда-нибудь, как тренируется Канчё Сенсей?

Нет, по правде говоря, я никогда этого не видел. Кажется, он тренировался, беря с собой собаку на прогулку, или занимаясь домашним хозяйством. Хотя он тренировался лишь шесть или семь лет под руководством Уэсибы Сенсея, я считаю, что, благодаря своему таланту, он стал настолько силен.

Но в молодости в Додзё Уэсибы, я полагаю, что он и его коллеги не могли проверить свои техники друг на друге. Должно быть, для него было сложно превосходить своих семпаев. Он продолжал совершенствоваться в техниках и становиться сильнее даже после того, как старшие ученики покинули мир Айкидо. Он познакомился с определенными людьми, поддерживающих его финансово, поэтому он смог жить за счет Айкидо. Я полагаю, что именно это сделало его непохожим на остальных.

Он владел своим Додзё и продолжал преподавать Айкидо. Вот почему он достиг высот не только в Айкидо Морихеи Уэсибы, но и в своём собственном Айкидо.

После Второй Мировой войны будо было запрещено Ставкой верховного командования, и дзюдо с кендо объявили себя спортивными направлениями. Айкидо, как вид будо, было запрещено. В 50х, когда тренировки были разрешены в малом объеме, и Хомбу Додзё было занято искусствами, не связанными с боевыми. Например, Киссёмару Уэсиба работал в деловой сфере. Поэтому Додзё использовалось не по назначению. Я слышал, что в то время Ёсинкан уже начал преподавать Айкидо, и это послужило стимулом для Хомбу Додзё Айкикая. Говорят, что Додзё Ёсинкан Айкидо сыграло значительную роль в истории Айкидо.

Я думаю, что именно поэтому Дошу изменил свою жизнь. После того, как он закончил Отделение Экономики и Политической науки в университете Васеда, я считаю, он стал хорошим главой и организатором в деловой сфере.

Сначала Ёсинкан начинал, как отделение Айкикай. Другими словами, первые ученики Ёсинкан Айкидо не считали, что изучают особую систему, отличную от Айкикай.

Первыми ростками деятельности, которые были предприняты нами, как представителями Ёсинкан Айкидо, были показательные выступления в токийской гимнастической школе. В то время сформировалась группа, которая поддерживала Канчё Сенсея. После этого мы начали обучать полицию. Мы получали большую часть доходов от того, что служили охранниками в различных компаниях. В 1951 и 1952 годах мы сделали показательные выступления для членов компании «Нихонкокан», и они решили изучать Айкидо под нашим руководством. После этого мы получили больше спонсоров, таких как г-н Киичи Минами и г-н Соширо Кудо, и в результате Ёсинкан получил возможность вырасти до его современной формы.

Я слышал, что Уэсиба Сенсей никогда детально не объяснял свои техники, когда демонстрировал их. А в Ёсинкане вы организовали методику преподавания. Когда появились эти методы?

Уэсиба Сенсей никогда не учил на самом деле в том виде, как мы понимаем это сейчас. Он мог бросить ученика и сказать ему выучить это движение. Если ученик не понял, он снова бросал его. Я также слышал, что его техника менялась в зависимости от того, с кем он работал. Всё, что требовалось, это быть сильным. Уэсиба Сенсей говорил, что его секрет – использование своих коленей. Но говорят, что он действовал согласно некоторым неявно выраженным образцам базовых передвижений. Как только Канчё Сенсей выучил эти передвижения, он пришел к выводу, что без их систематизации он не сможет обучать Айкидо своих учеников, поэтому он сам разработал базовые движения, а его ученики в последующем продолжили его работу. Я считаю, что плавные движения (Нагарэ) отлично объясняются с помощью системы моего отца.

Работали ли Вы когда-нибудь в какой-либо компании?

Нет, никогда. У меня лишь опыт временной работы в различных местах. В начале я был твердо убежден, что боевые искусства способствуют тому, что часто упускается в жизни делового человека. Другими словами, усердные тренировки делают нас сильными не только физически, но и духовно. Это результат гармонии среди нас. Поэтому, каким бы жестким ни был человек, придя в Ёсинкан он сможет расслабиться, улыбаться и избавиться от стресса. Было время, когда я верил, что именно эта причина основополагающая для занятий боевыми искусствами.

Но ведь неважно, каким бы замечательным ни было изобретение человека, если оно не пропагандируется, то становится бессмысленным.

Есть огромное количество людей, особенно в боевых искусствах, которые считают, что боевые искусства не могут быть бизнесом. Прежде всего мы не можем ожидать большой прибыли от преподавания и открытия новых Додзё, поэтому для нас сложно найти кого-либо, кто бы стал заниматься рекламой. Поэтому я думаю, нет другого решения, кроме как постепенно наполнять администрацию Додзё наиболее профессиональными менеджерами.

Насколько я понимаю, недавно в Ёсинкан Айкидо произошли существенные изменения. Канчё Сенсей стал Соке, и Вы были названы его преемником. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

Некоторое время назад я говорил о своем отце. От Уэсибы Сенсея в своё время он получил 9 Дан. И хотя недавно ему был присвоен 10 Дан от Международной Федерации Боевых искусств, его официальный уровень – 9 Дан.

Однажды он сказал мне, что собирается выдвинуть Тераду Шихана на 9 Дан. Я сказал: «Тогда ты с ним будешь одного уровня». Он ответил: «Ты прав». Я продолжил: «Ты – основатель Ёсинкан Айкидо, поэтому тебе нужно иметь уровень Мудан («вне данов»), а не 9 Дан». Поэтому я предложил создать должность Соке для главы направления Ёсинкан. Когда первый Соке был официально утвержден, то тогда второй и третий естественным образом следовали бы за ним. Но для него не имело смысла просто сделать себя Соке, было важно, чтобы было определенное публичное объявление через средства информации. Другими словами, даже если он объявит себя Соке, пока об этом знает лишь узкий круг людей, это бессмысленно. Поэтому для нас было необходимо твердо обозначить в «Динамическом Айкидо», что «Канчё Сенсей стал Соке, и он теперь обладает уровнем Мудан». Я полагаю, что для иностранцев трудно понять разницу между Соке и простым обладателем Данов. Некоторое время после вступления Канчё Сенсея в должность Главы школы тема второго Соке не поднималась.

Я чувствовал, что было бы более эффективно, если окружение Канчё Сенсея начало обсуждать назначение второго Соке, чем это бы делал я. Я считал, что было бы лучше для них действовать, систематически и политически разрешить вопрос о втором Соке и убедить людей поддержать преемственность чем скорее тем лучше. Я переживал, что может оказаться слишком поздно обсуждать эту тему, когда здоровье моего отца ухудшится, потому что сейчас в Ёсинкане нет штатного руководителя. Поэтому, пока он ещё в добром здравии, я хочу начать работать, как второй Соке, и желаю своему отцу продолжать преподавать Айкидо по меньшей мере ещё хотя бы 10 лет. Г-н Терада и г-н Иноуэ поняли мои доводы и они навестили одного из директоров Ёсинкана, чтобы обсудить этот вопрос.

В феврале или марте этого года директор Ёсинкана встретился с Дошу Киссёмару, административным директором Айкикая , с Масатаке Фудзита и Канчё Сенсеем. Я слышал, что на встрече, когда директор упомянул вопрос преемственности, Дошу сказал: «Я уже назвал своего сына в качестве преемника, Вам должно поступить также». Так это и было решено.

На следующий день отец вызвал меня к себе и сказал: «Мы приняли решение назначить тебя вторым Соке».

Вы должны сделать много после этого назначения. Например, Вы должны сохранять или улучшить технический уровень. И Вы должны объединить все группы Ёсинкан Айкидо дома и за границей в одну организацию. Не могли бы Вы рассказать о своем видении будущего организации? Какие положения Вы собираетесь поддерживать и как Вы хотите управлять Ёсинкан Айкидо?

Ну, есть только два пути развития Ёсинкан Айкидо. Первый – увеличить число учеников. Второй – выдавать ученикам сертификаты чаще. Другими словами, я хотел бы создать систему, при которой мы, 10 инструкторов Хомбу Додзё, периодически направляемся в разные места для преподавания Айкидо или для принятия решения о выдаче мастерских степеней нашим ученикам.

До настоящего момента это было общим правилом для ученика, который тренировался долгое время в Додзё, получить разрешение открыть своё Додзё и следовательно постепенно отойти от Додзё, где он учился. Также многие инструкторы слишком заняты, чтобы тренироваться самостоятельно в преподавании. В Ёсинкан Айкидо мы сохраняем действительно опытных специалистов, которые всегда стремятся развиваться. Я, как один из таких людей, хочу продолжить эту традицию Ёсинкан Айкидо. Это мой принцип.

Я считаю, что пока Канчё Сенсей пребывает в добром здравии, мы должны развить систему, при которой мы можем обеспечивать наше существование.

Кто эти 10 инструкторов, о которых Вы упомянули?

Я не совсем уверен, что их ровно 10, но около того. Среди них г-н Чида, г-н Сакураи, Накано, Андо (5 Дан), Сусуму Чино (4 Дан), Мичихару Мори (3 Дан) и г-н Такено. Полагаю, получилось около восьми. Кроме этого, есть г-н Терада и г-н Иноуэ, которых я хочу оставить для преподавания в других Додзё помимо Ёсинкан Айкидо и предложить им должности кураторов национальных Додзё Ёсинкан Айкидо. Также мне бы хотелось рассматривать их, как наших старших учителей, как в Додзё Уэсибы было наивысшее звание Шихан.

Как Вы считаете, какая самая важная задача стоит перед организацией Ёсинкан в международной перспективе?

Я считаю, наиболее важной деталью для нас будет являться попытка найти способ передать миру ту энергию, которую мы накапливали на тренировках Айкидо. Тренировочный процесс у нас очень профессиональный, как Вы знаете. До этого мы работали лишь с ограниченной группой учеников, например Кидотай или с учениками, которые приезжали в Ёсинкан Хомбу Додзё, и мы работали усердно все вместе. Таким образом я думаю, мы накопили огромное количество энергии, поэтому в будущем мы должны найти способ практично использовать её большую часть.

Какие наиболее сильные стороны Ёсинкан Айкидо?

Считаю, они заключаются в базовых передвижениях и техниках, другими словами они чисты от всего наносного и просты для понимания. Объяснения основ даны с математической точностью. В других Додзё, я думаю, подобные объяснения неясные и загадочные, но в нашем случае они абсолютно прозрачны. У нас есть объяснение, для чего нам следует выполнять что-либо таким или иным способом. Это одна из наших особенностей. Если мы продолжим учиться, используя чистую основу, то, думаю, мы сможем выполнять техники без использования какой-либо физической силы, как Уэсиба Сенсей или Канчё Сенсей. Для нас немыслимо делать так с самого начала; мы должны тренироваться долгие годы, и годам к 60ти или 70ти мы сможем показывать Айкидо без использования физической силы. Мы работаем с основами, вместо того, чтобы делать техники с внешним лоском. Считаю, что это и является особенностью Ёсинкан Айкидо.

Также, я думаю, используя эту методику, мы можем учить и большие группы людей. Одним из первых примеров подобного подхода к обучению были тренировки в армии, и я думаю, не существует ни одного Додзё, исключая Ёсинкан, в которых бы смогли обучать массы людей одновременно. Мы не можем тренироваться в свободной манере, как это делается в других Додзё, но в Ёсинкан Айкидо мы можем выполнять базовые передвижения все вместе одновременно и упорядоченно или использовать ту же методику, как и в каратэ. У нас изрядный опыт групповых тренировок с Кидотай. Я считаю, мы сможем тренировать любое количество человек, как в армии, даже за границей.

Большое ли отличие между техниками Ёсинкан Айкидо этого времени и техниками 20летней давности?

Я не уверен, что можно говорить об каких-либо существенных изменениях, но когда Канчё Сенсей что-либо меняет, это само собой отражается на техниках, они меняются. Раньше мы выполняли техники с использованием большей силы, чем сегодня. Сегодня мы выполняем техники согласно основам и не используем столько силы.

Некоторые критикуют нас за то, что мы присуждаем призы своим ученикам на показательных выступлениях, говоря, что это не согласуется с духом гармонии в боевых искусствах. Но я считаю, что эти награды даются, как знак признания гармонии духа, скорости и тайминга, которые наши ученики показывают на показательных выступлениях. Мы не выдаем награды тем, кто наиболее силен в технике. Это правда, что среди награжденных есть сильные люди, но они стали такими в следствие тяжелых тренировок среди своих товарищей, и не потому, что они тренировались для того лишь, чтобы повергнуть своего противника, а потому, что тренировались в гармонии. Награды должно выдавать лишь таким людям. И кроме гармонии исполнения также следует оценивать отношение и хорошие манеры. Проще говоря, награда выдается тем группам, которые демонстрируют наибольшую гармоничность.

Когда зародилась подобная система?

Примерно пять или шесть лет назад. Мы пришли к ней, как к своеобразному способу избежать лености в тренировочном процессе, а теперь и Управление городской полиции принимает эту систему.

Как человек, представляющий Ёсинкан Айкидо, что Вы можете сказать о позиции и важности Сенсея Морихеи Уэсиба для вашего направления?

Хорошо известно, что Уэсиба Сенсей – Основатель Айкидо. Мой отец всегда уважал его, и, говоря от себя, я уважаю моего отца; тем не менее, я признаю Сенсея Морихеи, как Основателя Айкидо.

Существовала ли жесткая система учи-деши до войны?

Нет. Она была развита через 4 или 5 лет после основания Ёсинкан Айкидо. В то время мы разработали систему учи-деши, в которой очень много правил. Я считаю, для того времени для учеников было полезно усердно тренироваться, подчиняясь этим правилам. Но в настоящее время такая система трудна для того, чтобы осуществить её, потому что современные молодые люди мыслят иначе, нежели мы в свое время, и это неосуществимо финансово.

Когда Вы обучали за границей, заметили ли Вы, что подход к обучению у иностранных учеников другой?

Да, я считаю, что это из-за их рационального подхода. В Ёсинкан Айкидо мы считаем, что отработка укеми 100 или 200 раз – это хорошая тренировка. А иностранные ученики с этим не согласны. Они считают, что им нужно сделать укеми 10 раз, а дальше они устали, и им следует отдохнуть. Они считают, что большее количество укеми будет вредно для их здоровья. Они не хотят настойчиво добиваться своей цели. Другой пример подобных отличий – они подвержены влиянию своих жен или подруг. Я слышал, однажды человек, который хотел стать инструктором Айкидо, был вынужден дать клятву не заниматься этим больше чем три раза в неделю. Айкидо начинает рассматриваться не как спорт, а как религия, когда ему уделяется больше, чем три раза в неделю. И это может служить поводом для развода. В таких случаях не о чем беспокоиться, когда Айкидо занимаются и муж, и жена, иначе неизбежны неприятности.

В нашем предыдущем номере мы разместили статью об учреждении Международной Федерации Ёсинкан Айкидо. Хотите ли Вы что-либо добавить к ней?

Да. Сейчас мы создаем что-то наподобие круга в Ёсинкан Айкидо. Мы никого не принуждаем присоединяться к нему, но готовы принять любого, кто захочет сделать это. Также мы создали правила для представителей других направлений Айкидо и других направлений боевых искусств, таких как каратэ, позволяющие им тренироваться в Ёсинкан. Мы открыли различные тренировочные курсы такие, как однодневный курс, который позволяет облегчить обучение Айкидо иностранцам во время их пребывания в Японии.

Я слышал, что в Северной Америке в связи с началом деятельности Международной Федерации возник ряд политических проблем.

Директор Ёсинкана, Иноуэ Сенсей и Терада Сенсей поддерживают меня, и мы создаем новую федерацию в Соединенных Штатах, которая будет связана напрямую с Ёсинкан, и прямой контакт между нами будет возможен.

Я слышал, что современные учи-деши часто критикуются за свою молодость и отсутствие глубоких познаний техники.

Г-н Кушида (Такаши Кушида – глава Ассоциации Айкидо Ёсинкай Северной Америки), например, оставил Ёсинкан примерно 20 лет назад, но непосредственно под руководством моего отца он тренировался не так долго, порядка 10 лет. Но мы то тренировались значительно дольше. Это и есть наш ответ на подобные упреки. И в настоящее время мы закрепляем сотрудничество с г-ном Иноуэ, г-ном Терадой и другими руководителями местных Додзё.

Я также слышал, что и в отношении Фреда Хейнса (4 Дан), который внес свой вклад в открытие Международной Федерации, были определенные упреки.

Я полагаю, что это было связано с определенными финансовыми вопросами. Это обычное явление в отношении человека, который привносит что-то новое. Они порицают Фреда за его вклад в МФЁА из-за того, что он будто бы не тренировался достаточно долго для того, чтобы делать такой большой вклад, и, полагаю, это ранит их самолюбие. Также, они, вероятно, считают его чрезмерно увлеченным финансовыми вопросами. Но если бы на его месте был Канчё Сенсей и если бы он объявил о подобном от себя, то они бы охотно согласились бы с ним.

Я полагаю, что Ёсинкан Айкидо переживает сейчас важнейший период в своей истории. Не хотите ли Вы сказать что-либо в заключение нашей беседы?

В системе Ёсинкан Айкидо было много замечательных учи-деши, которые успешно освоили технику Канчё Сенсея. Сегодня мы должны объединить наши усилия для того, чтобы передать наше это знание нашим ученикам. Что касается финансовых вопросов, если мы берем средства от людей, желающих научиться Айкидо, то мы должны обучить их Айкидо для того, чтобы вернуть им их средства, и тогда все проблемы уйдут в прошлое.

О Сенсее Сиоде Ясухисе.

Родился 15 ноября 1952 года в Токио. Третий сын Сенсея Сиоды Годзо, Основателя Ёсинкан Айкидо. Закончил экономический факультет университета Чуо. Начал своё обучение Айкидо в 1964 году под руководством своего отца. Сейчас имеет звание Шихан Ёсинкан Айкидо. С начала 1981 года в течение трех лет обучал Айкидо в Англии. 28 июля 1990 года стал директором Хомбу Додзё Ёсинкан Айкидо. Своей работой по открытию Международной Федерации и Национальной Федерации Ёсинкан Айкидо он ведет деятельность по развитию Ёсинкан Айкидо и в Японии, и за её пределами, предпринимая усилия для объединения всех адептов этого направления.

Aiki News #86

(Fall of the 1990)


Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)