Размышление на тему. Камаэ в Айкидо Ёсинкан
Сейчас во всемирной паутине можно отыскать достаточно много статей, посвященных базовой стойке Айкидо Ёсинкан и объясняющих, зачем собственно стойка необходима или наоборот, выводящих чрезвычайно заумные выводы, почему базовая стойка направления Ёсинкан является полной ерундой, так как не имеет абсолютно никакого прикладного значения, так как неудобна, так как странное расположение рук-ног и т.д.
Я не буду (да и собственно не собирался) никого ни в чём убеждать. Мне хотелось бы в данном размышлении немного коснуться определенных моментов построения камаэ.
Начнем с того, что базовая стойка Айкидо Ёсинкан не является боевой. Чувствую, сейчас полетят в меня камни, как от сторонников, так и от противников данного базового положения, но постараюсь ловко увернуться. Более того, кроме разве что традиционного положения тела бойцов микс-файт а-ля «одна нога впереди – руки защищают голову», боевыми стойками ни одну назвать, пожалуй, и нельзя. Причем сразу стоит определиться, что мы подразумеваем под боевой стойкой. То положение, которое является собственной стойкой конкретного бойца, удобное лично ему, позволяющее максимально быстро переходить из «режима ожидания» в режим «сплошное убивство».
По определению, ни одна из базовых стоек, присущих любому боевому искусству, не является боевой. Базовые стойки призваны обучить конкретного человека конкретным вещам, и, прежде всего, построению тела, присущему данному боевому искусству.
Базовая стойка Айкидо Ёсинкан призвана обучить именно базовым, или, если хотите, основополагающим принципам. В своей замечательной книге «Айкидо Сюгё» Сиода Годзо Сенсей называет эти принципы (Риай, яп.) универсальными, и с ним достаточно сложно спорить. Те же самые принципы можно обнаружить и в других боевых искусствах.
Это, прежде всего, равновесие. Без умения сохранять равновесие немного вы стоите, как адепт боевых искусств. А без стремления стремиться к равновесию – вообще ничего.
Из принципа равновесия плавно вытекает принцип сохранения центральной линии, о котором также много копий сломано, не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь, что из принципа сохранения центральной линии плавно вытекает принцип сфокусированной силы, то есть умение максимально эффективно использовать массу вашего тела в определенный момент времени. И в чем более короткий промежуток времени вложена вся масса вашего тела, тем мощнее и сфокусированнее будет импульс, вкладываемый в ваше движение.
Так вот, первые два пункта и позволяет нам осознать базовая стойка Айкидо Ёсинкан. Вопрос – каким образом?
Прежде всего – через естественность положения. Представьте себе, что вы начинаете падать вперед. Какое минимальное движение необходимо совершить, чтобы не упасть? Правильно, подставить под падающее тело подпорку. Более естественной подпорки, нежели собственная нога, поверьте мне, вы не найдете.
Далее. Если вы не страдаете косолапием, то в изначальной позиции у вас «пятки вместе – носки врозь», как нас учат на уроках физкультуры в школе. При этом угол между ступнями у вас колеблется от 60 до 90 градусов, в зависимости от личных физиологических особенностей. Если взять за основу максимально возможное сохранение своей энергии, то при выходе в камаэ вам не выгодно совершать дополнительное вращательное движение ступней передней ноги, так как при этом вы совершаете дополнительную работу и теряете больше энергии. Если вы выходите в камаэ с соблюдением данного принципа, то угол между ступнями у вас сохраняется, как и в изначальной позиции, то есть составляет по прежнему от 60ти до 90 градусов. И воистину лукавят те, кто утверждает, что у них угол составляет именно 90 градусов. Исходя из принципа физической погрешности, точно его получить невозможно. А так как ступня имеет свой конечный размер, то и погрешность будет большая.
Далее, лукавить начинают те, кто утверждает, что дальняя нога должна быть именно на одной прямой линии со спиной. Граждане! У спины есть нормальный физиологический изгиб, индивидуальный для каждого человека, позволяющий держать осанку. И если при выходе в камаэ вы начинаете сохранять данную прямую линию, то ваши плечи неизбежно потянет вперед с последующим зажатием оных, что в дальнейшем может привести к потере равновесия, так как у вас нарушится ваша осанка.
Правильнее было бы, по-моему, сказать, что дальняя нога сохраняется выпрямленной с сохранением направления выпрямленной ноги через поясницу и собственно сохранением естественного физиологического изгиба в плечах.
Плюс, все мы помним, что данная стойка пришла к нам из принципов работы с мечом. Положение рук имитирует захват рукояти двуручного меча за одним исключением – меча то у вас в руках нет. Но мы то помним, что он должен быть! А так как рукоять у него одна, то и руки не должны разбегаться в стороны, а сохраняться в т.н. сагиттальной плоскости, то есть в плоскости, делящей нас на две равные половины.
Вот собственно, и все общие соображения, исходя из которых можно представить, каким образом камаэ учит нас сохранять равновесие и принцип центральной линии.
Ну а в заключение хочется вспомнить слова Сиоды Годзо Сенсея, который говорил, что никто не может обучить вас вашей собственной стойке. К ней вы приходите исключительно сами и через усердные тренировки. Однако для процесса обучения Камаэ Айкидо Ёсинкан – важный инструмент, колея, которая позволяет вам держаться верного направления при изучении искусства.
Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.
Подтверждаю.
Проверено на забуксовавших машинах и полутонных рулонах бумаги.