Андрей Сорокин. ««Белый тигр». Вундервафля виртуального реванша»
«Танкам дорога не нужна – танкам нужна боевая задача».
Данные заметки навеяны креативным кинопроизведением Карена Шахназарова «Белый тигр» – картины, повешенной художником, согласно заветам А.Дюма, на «гвоздь истории».
О творческих достижениях, щедро разбросанных по полотну, довольно порассуждал на днях Виктор Мараховский, так что добавить нечего.
Однако с учётом именно этих творческих достижений считаю уместным обратить внимание на «гвоздь». Гвоздь этот, сиречь историческая действительность, под воздействием магических чар высокого искусства, по счастью, практически не пострадал. Хотя и согнулся вопросительным знаком под тяжестью художественнообильных образов.
Как удалось установить при ознакомлении с произведением, оно – про войну и про танки. Об этом и поговорим.
Главное действующее лицо фильма – собственно, некий «Белый Тигр». Загадочный, неуловимый и непобедимый танк-привидение, который кошмарит советских солдат, а потом вдруг куда-то зачем-то исчезает. Нетрудно предположить, что прототипом героя является настоящий «Тигр» – обыкновенный и железный.
Само по себе внимание впечатлительной отечественной интеллигенции к этому произведению германского танкопрома – такое же, какое прописано всему заграничному, загадочному, стильному и «НеТоЧтоНашему». То есть – суеверно-восхищённое. В случае с «Тигром» суеверное восхищение обогащается также эстетским сожалением, что вот такую красивую штучку не оценило и незаслуженно сломало недостойные мерзкое совковое быдло по дурости варварской своей.
Это да. Недостойное мерзкое совковое быдло в те годы не оценило и сломало множество достижений передовой европейской мысли – по правде говоря, практически все достижения и сломало.
Это и есть сердцевина нашего «гвоздика», Большой Исторический Факт – великая Победа великой страны в Великой Отечественной войне.
Этот факт креативному осмыслению не поддаётся. Его нельзя объяснить в парадигме вековой русской отсталости, рабства и, напротив, европейских ценностей и прочих эротических иллюзий.
Объясняется этот факт только в формате реального мира, по-рабоче-крестьянски.
В этом реальном мире Победа была обеспечена бесчисленным множеством объективных факторов – столь же бесспорных и неумолимых, как Красное Знамя над Берлином. Например – технологическим, промышленным, экономическим превосходством русской цивилизации. В частности – в области танкостроения, где это превосходство было даже не подавляющим, а беспрецедентным, поскольку в принципе не имело достойных образцов для сравнения.
Это превосходство стало очевидным уже в первые дни войны. Однако неприятель сумел его обесценить – за счёт своих несомненных достоинств во многих других компонентах военного искусства: и по части организации войск, и по части боевого мастерства и боевого опыта, и по части тактической грамотности, и по части укоренения военной и технической культуры. Грубо говоря, к 1941 году немецкая «отсталая» техника была на ходу, советская «передовая» – только сходила с конвейеров; то, что у немецкого конструктора, рабочего и солдата было «в спинном мозге», наши ещё сверяли со шпаргалкой.
Со временем и жестокой ценой советские руководители, командиры, солдаты, инженеры и промышленники этот «организационный» разрыв ликвидировали – при этом продолжая наращивать свои изначальные преимущества. И уже после Сталинграда вермахт обречённо стоял перед технологической пропастью, отделявшей его от Красной Армии в «войне моторов» .
Германия мобилизовала Гудериана, учёных, конструкторов, промышленные ресурсы и прочий свой сумрачный гений – и совершила отчаянный прыжок через эту пропасть.
Получился «Тигр», с которым до сих пор связываются интеллигентские фантазии о виртуальном реванше.
«Тигр» – очень хорошая боевая машина (а надо сказать, что у нашей страны в той войне вообще был очень достойный и сильный враг).
«Тигр» мог бы стать лучшим танком Второй мировой – если бы не было Т-34.
«Тигр» по некоторым вспомогательным характеристикам даже превосходил Т-34-76 (калибр, дальнобойность и пробивная мощь башенного орудия). «Тигр» мог бы соперничать с Т-34-76 за звание лучшего танка всех времён и народов – если бы русские не выкатили Т-34-85.
Тяжёлый «Тигр» мог бы рассматриваться как достойный конкурент среднему Т-34-85 – если бы не было ИС и ИС-2. Впрочем, в этой номинации иноземцы вообще не участвовали: неспортивно сравнивать космический корабль с детским трёхколёсным велосипедом.
«Тигр» мог бы господствовать на поле боя – если бы над ним не господствовали штурмовики Ил-2.
«Тигр» мог бы наводить ужас на армию противника – если бы это не была Красная Армия.
«Тигр» мог бы чуть-чуть замедлить русскую стальную лавину – если бы промышленность объединённой Европы была в состоянии производить его в конкурентоспособных количествах.
«Тигр» мог бы стать мировой вершиной инженерно-технической мысли – если бы не было советских конструкторов, инженеров, рабочих, советской науки и промышленности.
…Третий Рейх вообще мог бы выиграть войну – если бы не было Советского Союза.
Беда в том, что в нашей реальной жизни никаких таких «бы» не случилось.
И взять реванш у недостойного, мерзкого совкового быдла можно только в эротических фантазиях. Например, отрядив в рейд по его тылам призрачного «Белого Тигра» – правда, Карен Шахназаров талантливо и убедительно объясняет креативному классу, что и это не помогает. Даже в артхусе.
…Недосказанная киносудьба «Белого Тигра» символически предполагает, что танк-привидение до сих пор бродит по Европе, что даже подтверждается посмертным интервью Адольфа Гитлера лирическому герою.
А причём здесь Европа-то с её подсознанием? О, очень даже причём. И очень даже актуально причём. Но это тема отдельная, о ней в следующий раз.
Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.
Комментарии
Еще никто не комментировал.
Оставьте комментарий