Яёй дзидай: зарождение японской государственности
Своё название период получил в честь района Токио, где археологи обнаружили первые артефакты и предметы, сохранившиеся с этой эпохи.
Отличительными характеристиками Яёя являются появление новых стилей в оформлении и производстве гончарных изделий, а также начало интенсивного рисоводства.
Для определения возраста археологических находок этого периода использовался метод ускорительной масс-спектрометрии (Accelerator Mass Spectrometry), который показал, что обнаруженные глиняные и деревянные изделия были изготовлены примерно в 900-800 гг. до н.э., т.е. на почти 500 лет раньше, чем считалось до этого [2].
Особенности культуры периода Яёй
Самые ранние археологические находки периода Яёй были обнаружены на севере Кюсю [3]. Культура Яёя быстро распространилась на главном острове Хонсю, где пришедшие с материковой части Азии «новички», несмотря на то, что некоторое время они жили рядом с коренными жителями островов, в конечном счёте вытеснили местное население на север.
Керамика периода Яёй, в отличие от гончарных изделий периода Дзёмон, производилась уже на гончарном круге. Местные мастера уже умели делать зеркала, оружие и бронзовые церемониальные колокола. В I в. до н.э. началось использование сельскохозяйственных орудий.
Численность населения в период Дзёмон увеличилась, а человеческое общество стало более сложным: люди жили в постоянных домах, построенных из дерева и камня, и умели производить простейшую ткань. Также наблюдалось выделение богачей, увеличивавших свои средства через право собственности на землю и хранение зерна, что способствовало разделению общества на классы. Вожди некоторых общин в различных частях Кюсю, похоже, способствовали и политически управляли торговлей бронзой и другими престижными вещами [4]. Это стало возможным, благодаря привнесению системы ирригационного рисоводства с устья Янцзы в южном Китае через острова Рюкю или Корейский полуостров [1], [5]. Ирригационное рисоводство привело к развитию и росту оседлого аграрного общества в древней Японии.
Прямое сопоставление скелетов представителей людей Дзёмон и Яёй свидетельствует о том, что два народа существенно отличаются друг от друга [6]. Представители народа Дзёмон, как правило, были ниже ростом с относительно более длинными предплечьями и нижними конечностями, с более крупными глазами, короткими и широкими лицами, с намного более выраженными чертами лиц, в частности, с более выраженными носами. Представители народа Яёя, с другой стороны, были более высокими, с близко посаженными глазами, узкими лицами и плоскими носами. Большинство скелетов периода Кофун, обнаруженных в наше время археологами, за исключением скелетов айну и жителей Окинавы, напоминают по строению скелеты современных японцев [7]. Современные японцы, как считается, являются потомками иммигрантов, смешавшихся с коренными жителями островов, тогда как айну считаются относительно чистыми потомками народа Дзёмон.
Происхождение людей Яёй
Как уже отмечалось выше, самые ранние археологические объекты периода Яёй были обнаружены на стоянках Итадзукэ (Itazuke) или Набата (Nabata) в северной части Кюсю. Происхождение культуры Яёя обсуждается уже давно: влияние Китая довольно очевидно – в бронзовом и медном оружии, бронзовых зеркалах (докё, dokyo), колоколах (дотаку, dotaku), а также системе ирригационного рисоводства. Тремя главными символами культуры Яёй были бронзовое зеркало, бронзовый меч и королевская печать.
В последние годы всё больше археологических и генетических доказательств были обнаружены в восточной части Китая и в западной Японии в подтверждение аргумента о влиянии Китая. В период с 1996 г. по 1999 г. группа во главе с Сатоси Ямагути (Satoshi Yamaguchi), исследователем Национального музея науки Японии, сравнила останки периода Яёй, обнаруженные в префектурах Ямагути и Фукуока, с останками времён династии Ранняя Хань (202 г. до н.э. – 8 г. н.э.), найденными в китайской прибрежной провинции Цзянсу, и обнаружила много общего между черепами и конечностями людей того времени [8]. У двух черепов из провинции Цзянсу были намеренно выдернуты передние зубы – в периоды Дзёмон и Яёй эта практика перешла в Японию. Также генетические образцы, полученные от трёх из 36 скелетов из провинции Цзянсу, имеют сходства в части ДНК с образцами, полученными из скелетов жителей Японии периода Яёй.
Некоторые учёные пришли к выводу, что корейцы также оказали влияние на культуру японского общества того времени. Это влияние включало в себя «насыпание рисовых полей, новые виды полированных каменный орудий, деревянный сельскохозяйственный инвентарь, железные инструменты, технологию ткачества, керамические сосуды для хранения продуктов, окружение поселений рвами, одомашнивание свиней и др.» [9]. Это предположение также подкрепляется тем, что культура Яёя берёт своё начало на северном побережье Кюсю – более близкой к Корее части Японии. А гончарные изделия, обнаруженные в Японии того времени, очень похожи на керамику из Южной Кореи [7].
Однако, некоторые утверждают, что быстрый рост населения Японии примерно до 4 млн. человек в период между Дзёмоном и Яёем не может объясняться одной лишь миграцией. Они объясняют увеличение численности населения в первую очередь переходом от охоты и собирательства к оседлому образу жизни с ведением сельского хозяйства, в котором главную роль играло рисоводство. Вполне вероятно, что рис и появившийся впоследствии его культ привели к увеличению численности населения. Несмотря на такую теорию, есть археологические доказательства в поддержку теории о том, что приток иммигрантов с континента, занимавшихся сельским хозяйством, поглотил или вытеснил коренное население, занимавшееся охотой и собирательством [7].
Некоторые элементы керамики Яёя ясно свидетельствуют о влиянии керамики предшествующего периода – Дзёмон дзидай. Кроме этого, в период Яёй некоторое время люди жили в землянках того же типа, что и в период Дзёмон. Другими общими чертами являются обтёсанные каменные орудия для охоты, костяные инструменты для рыбалки, браслеты из ракушек, умение лакировать аксессуары и посуду.
На сегодняшний день теория о том, что люди Яёя вобрали в себя местное население, а также переселенцев из Китая и Кореи, является наиболее широко распространённой в Японии и представлена в большинстве японских учебников.
Появление Ва в китайских исторических текстах
Наиболее ранние записи о людях из Японии принадлежат китайским источникам того периода. «Ва» («Wa», 倭) – это японское произношение раннего китайского названия Японии – впервые упоминается в 57 г. н.э. В «Книге Поздней Хань» («Хоу-Хань Шу», 後漢書) содержится упоминание, что правитель страны На получил золотую печать от императора китайской династии Поздняя Хань. Сама печать была обнаружена в северной части Кюсю в XVIII в. [10]. Также страна Ва упоминается в 257 г. в «Хрониках Вэй» («Вэй чжи», «Wei zhi», 魏志), являющихся частью «Истории трёх царств» («Сан-Го-Чжи», «San Guo Zhi») [11]. Полное название древней Японии с китайского можно перевести как «Страна рабов Ва» (倭奴國), что может быть связано с тем, что на данном отрезке времени вследствие расслоения общества на японских островах действительно появились первые рабы.
Историки раннего Китая описывают Ва как землю сотен разрозненных племенных общин, между которыми шли невиданные в прошлом периоде военные конфликты. По имеющимся археологическим свидетельствам также можно предположить, что в этот период вспыхнули частые конфликты между различными поселениями, поскольку многие населённые пункты обносились рвами с водой или строились на вершинах холмов. К тому же раздробленность описывается и в «Нихонги», частично мифологическом, частично историческом произведении, описывающем историю Японии с 660 г. до н.э. Плюс ко всему на городище в Ёсиногари были обнаружены захороненные человеческие кости, среди которых не было черепа [12], а по всей прибрежной зоне внутреннего моря в могилах часто находили наконечники стрел.
В III в. в китайских источниках было упомянуто, что люди Ва питались сырой рыбой, овощами и рисом, подавая их на бамбуковых подносах (также подносы изготавливались и из других деревьев), хлопали в ладоши во время религиозных обрядов (этот обычай ещё сохранился в наше время) и сооружали земляные валы вокруг селений. Кроме того в обществе того времени поддерживались отношения вассал-сюзерен, собирались налоги, организовывались хранилища зерна и рынки, а также носили траур по усопшим.
Яматайкоку
«Хроники Вэй» впервые упоминают о Яматайкоку (Yamataikoku) и королеве Химико (Himiko) в III в. По данным летописи, Химико заняла престол Ва в качестве духовного лидера после крупной гражданской войны. Её младший брат занимался практическими делами государства, в том числе и дипломатическими отношениями с китайским царством Вэй – так это отражено в «Хрониках Вэй». На вопрос об их происхождении, заданном послами Вэй, люди Ва ответили, что они являются потомками великого правителя Ву по имени Тайбо (Tàibó), который являлся исторической личностью из царства Ву (吳國), расположенного вокруг дельты реки Янцзы в Китае.
Местонахождение Яматайкоку и личность королевы Химико на протяжении многих лет подвергались изучению. Существуют два возможных местоположения Яматайкоку: в Ёсиногари (Yoshinogari), префектура Сага, или в Макимуку (Makimuku), префектура Нара. Учёные пришли к консенсусу, заключив, что центр королевства располагался вокруг двух этих местностей, а последние археологические изыскания, проведённые в Макимуку, свидетельствуют о том, что Яматайкоку располагалось в этом районе [13], [14]. Некоторые учёные также предполагают, что Хасинака-кофун (Hashihaka kofun) в Макимуку является могилой Химико. Вокруг Химико, её вклада в управление страной, а также влияния на Ямато в следующем периоде Кофун не прекращаются споры.
Список используемых источников:
1. Charles T. Keally «ИсточникPrehistoric Archaeological Periods in Japan».
2. Shōda Shinya. Bulletin of the Society for East Asian Archaeology.
3. 縄文後期~弥生6期土器形式併行関係一覧表, National Museum of Japanese History.
4. Richard J. Pearson «Chiefly Exchange Between Kyushu and Okinawa, Japan, in the Yayoi Period». Antiquity 64(245)912-922, 1990.
5. Dennis Normile «Earlier Start for Japanese Rice Cultivation», Science, 2003.
6. 縄文人の顔と骨格-骨格の比較, Information-technology Promotion Agency.
7. Jared Diamond (June 1998). «Japanese Roots».
8. «Long Journey to Prehistorical Japan». National Science Museum of Japan.
9. Mark J. Hudson «Ruins of Identity Ethnogenesis in the Japanese Islands». University Hawai`i Press, 1999. ISBN 0-8248-2156-4.
10. «Gold Seal (Kin-in)». Fukuoka City Museum.
11. 魏志倭人伝.
12. 首なしの人骨, Niigata Prefectural Education Center.
13. 古墳2タイプ、同時に出現か・奈良の古墳群で判明, Nikkei Net, March 6, 2008.
14. 最古級の奈良・桜井“3兄弟古墳”、形状ほぼ判明 卑弥呼の時代に相次いで築造, Sankei Shimbun, March 6, 2008.
Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.
Комментарии
Еще никто не комментировал.
Оставьте комментарий