А.Вассерман. Всемирно значимый день. О Седьмом ноября

Седьмое ноября важно для всей мировой истории прежде всего как напоминание неотвратимости последствий от отказа элиты от участия в жизни народа.

Сейчас велено считать, что тогда произошёл всего лишь вооружённый переворот под руководством группы не очень понятных заговорщиков. Даже сами коммунисты в первые несколько лет своей активной деятельности говорили про октябрьский переворот. Но это как раз неудивительно. Как отмечал Есенин, «лицом к лицу лица не увидать — большое видится на расстоянии» — действительно только через несколько лет стало ясно, что речь идёт не только о перевороте в государственной власти, не только об использовании новой формы управления государством и обществом (тех самых Советов), но и о радикальной перемене всей жизни, включая её хозяйственную сторону. То есть именно о революции в самом строгом смысле слова.

Да и причина тех событий уж никоим образом не заговор. Просто соучастники февральского государственного переворота (а тогда был именно переворот, поскольку изменились в какой-то мере формы государственного управления, но осталась прежняя система устройства хозяйствования) провалились так быстро и с таким треском, что их судьба по сей день может служить уроком самым разнообразным белоленточникам. Уроком на тему: не умеешь — не берись. И это напоминание о том, что неумелые опасны всем, включая самих себя, — тоже очень серьёзный, на мой взгляд, урок октября.

Хотя, к сожалению, как доказывает обширный мировой опыт — тогдашний и нынешний, эти уроки воспринимает всерьёз далеко не каждый из тех, кому следовало бы. Я очень надеюсь: даже если до самих белоленточников это не доходит, то по крайней мере наш народ ещё достаточно разумен, чтобы не отдавать власть в те руки, которые очевидным образом могут с ней не справиться. И это тоже урок — правда, уже не урок октября, а урок значительно менее давних времён, практически это урок наших лихих девяностых.

Что касается уроков, последовавших не непосредственно в октябре, а несколько позже — главный из них, на мой взгляд, в том, что наша страна только благодаря радикальному изменению всех основ хозяйствования, только благодаря переходу к коллективному хозяйствованию и в городе, и на селе смогла решить громадный спектр грандиозных исторических задач: от ускоренной индустриализации до столь же ускоренного всеобщего и достаточно эффективного образования.

Да, сейчас очень любят приводить статистику роста образовательной сети в последние пару десятилетий Российской империи, но при этом старательно умалчивают о таких «милых» подробностях как циркуляр «кухаркины дети» — фактически прямой запрет на полноценное среднее, не говоря уж о высшем, образование для выходцев из низших слоёв общества. Кстати, предки подавляющего большинства тех, кто сейчас ругает злых большевиков, сами в имперское время подпадали под этот циркуляр и другие подобные ему проявления бюрократического и сословного высокомерия.

Любят также указывать на высочайшую в мире скорость развития Российской империи в последние полвека перед Первой Мировой войной. Но при этом забывают: доля России в валовом мировом продукте все эти полвека падала. Тогда как доля следующих за нею по отчётным темпам развития Соединённых Государств Америки и Второй Германской империи в этот же период возрастала. Причина понятна: наши конкуренты развивались в основном на собственные средства (а если брали кредиты — то направляли их по собственному усмотрению), а Россия сделала ставку на зарубежные инвестиции, инвесторы же вкладывались в то, что дополняло их собственные хозяйства, позволяя им — а не нам! — расширять своё присутствие на мировом рынке. Не говоря уж о том, что разрозненные инвестиции так и не сложились в единый хозяйственный комплекс, где усилия разных производств взаимодополняются и взаимоусиливаются: наши предприятия до революции постоянно нуждались в импорте куда больше, чем их контрагенты — в нашем экспорте. Так что плоды индивидуального хозяйствования оказались горьки, а порою даже отравлены.

Только благодаря коллективному хозяйствованию страна избавилась от регулярных — в среднем раз в три года — голодовок. Только благодаря коллективному хозяйствованию страна смогла вообще концентрировать все свои силы на жизненно важных направлениях. Да, при этом естественно приходилось временно ослаблять усилия на направлениях не столь важных — так ведь за всё надо либо платить, либо расплачиваться, и я полагаю, что за своё развитие мы заплатили в целом гораздо дешевле других стран, решавших сходные исторические задачи.

Ну, и напоследок — выскажу надежду, что какая-то часть этих уроков найдёт отражение в умах наших школьников, несмотря на все оглупительские усилия авторов нынешней концепции единого учебника истории.

http://www.odnako.org/blogs/show_31733/

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)