Айкидо для всех. Интервью с Сенсеем Чида Тсутому.
Тсутому Чида – 8 дан, Шихан – хорошо известен в мире Ёсинкан Айкидо, и крайне уважаем Айкидоками по всему миру. Для того, чтобы отпраздновать 30-летнюю годовщину основания Ёсинкан Айкидо в Австралии Шиханом Джо Тамбу, Чида Шихан прилетел в Мельбурн для проведения серии семинаров; для Blitz он поделился частью своей мудростью в Айкидо, заслуженной долгими годами занятий.
Вопрос: Чида Сенсей, не могли бы Вы немного рассказать нам о том, как Вы начали заниматься Айкидо, и поделиться частью истории Вашей карьеры в этом боевом искусстве?
Ответ: Когда я начал заниматься Айкидо, это было где-то в 1969 году, оно не было широко известным или популярным боевым искусством. По пути в школу я иногда проходил мимо местной школы Айкидо, и однажды присоединился к занятиям. Сначала я занимался только потому, что не хотел легко сдаваться. Тем не менее, с определенной точки зрения я был тогда и до сих пор очарован им.
На самом деле, когда я впервые услышал об Айкидо, я перепутал названия. Я думал, что оно звучит, как Киайдо (Киай – выкрик, испускаемый при ударе противника). Я думал, что однажды, когда я стану достаточно тренированным, я смогу заставить птиц падать с неба или что-нибудь наподобие! Признаюсь, мне сейчас несколько неловко думать об этом.
Вопрос: Какие Ваши самые яркие впечатления от основателя школы Айкидо Ёсинкан Сиоды Годзо Канчё?
Ответ: То, насколько быстро он реагировал (японское выражение, обозначающее одновременно и стремительность в движении, и изменение в настроении). Например, когда мы собирались выпить, он мог иногда подняться и уйти домой без предупреждения… То, что для обычного человека было бы немыслимым, давалось ему без малейших усилий. Для Канчё Сенсея это было обычным делом.
Вопрос: Остались ли у Вас в памяти какие-нибудь происшествия, которые бы показывали сущность отношения Сиоды Канчё к жизни и Айкидо, особенно в то время, когда Вы были учи-деши (ученик, живущий в Додзё)?
Ответ: Однажды я отчитал за проступок своего Кохая (младший), который совсем недавно присоединился к нашей команде в Хомбу Додзё. Эта история разлетелась по всему Додзё, и пошли слухи, что я слишком люблю командовать. В итоге, всё дошло до Канчё Сенсея.
Канчё Сенсей неожиданно отчитал меня. Я объяснил свои действия, за что конкретно был недоволен своим младшим. Канчё Сенсей выслушал и понял меня. Тем не менее (то, что было потом, особенно запомнилось), он сказал: «Ты не можешь постоянно давить своих младших с высоты своего положения, но нельзя и потакать им!»
Казалось бы, это абсолютно противоположные вещи! Но в конце Канчё Сенсей сказал мне: «Постарайся найти гармонию между тобой и ими». В то время мне сложно было это понять, но сейчас я осознаю, что такова вся техника Айкидо.
Вопрос: Какой была повседневная жизнь учи-деши?
Ответ: Конечно, поначалу это было очень трудно. В Хомбу Додзё Айкидо Ёсинкан учи-деши обязан поддерживать порядок в Додзё и посещать каждое занятие. Если ты болен или получил травму, ты должен был сидеть в сейза (традиционная поза на коленях) и наблюдать за процессом занятия.
Когда я возил Канчё на автомобиле, он постоянно выдавал множество инструкций с заднего сиденья, постоянно хотел, чтобы я ехал быстрее, и это при том, что у него не было водительских прав! Всё должно было быть запланировано на будущее. Если ты опоздал, то у тебя будут неприятности, если пришел раньше, то у тебя будут неприятности. Всё должно было идти по плану.
В Додзё мы постоянно должны были быть в курсе всех передвижений Канчё Сенсея и всех его нужд. Это было очень трудно! Ты должен был думать о своих ежедневных обязанностях и заботах, кроме этого о нуждах Канчё Сенсея. Я должен был понимать, когда ему нужно принести больше чая или когда вычистить его пепельницу.
Почему это важно? Да потому, что если ты понимаешь, что ему необходимо, то поймешь, в какой момент он ударит тебя локтем в горло при ассистировании!
Вопрос: Вы заранее чувствовали, как он будет реагировать на Вашу атаку?
Ответ: Буквально за мгновение до – и этого вполне достаточно для выполнения укеми без повреждений… иногда (смеется). Жизнь в качестве учи-деши научила меня быть постоянно внимательным к окружающим меня деталям.
Вопрос: Вы долгое время были учи-деши и инструктором в Хомбу Додзё. Помогло ли это?
Ответ: Да, я мог предугадывать его желания. Но так как у меня было больше опыта, мои функции становились всё более сложными. Увеличилась ответственность, увеличились ожидания. Оглядываясь назад, я иногда думаю, были ли это ожидания Канчё Сенсея или мои собственные? Или нас обоих?
Вопрос: Можете ли Вы вспомнить какие-нибудь события в Вашей практике, которые можно назвать поворотными точками в Вашем понимании искусства?
Ответ: Через два года после того, как я стал учи-деши в Хомбу Додзё Ёсинкан Айкидо, я поступил в университет. В то время университетский клуб Айкидо преподавал по системе Айкикай. И, конечно же, так как моя техника была техникой Ёсинкан, я не мог преподавать Айкидо по нашей системе. В то время я начал размышлять: «Как найти правильный подход к занятиям Айкидо?» С тем, чему я научился на своих занятиях и Айкикай, и Ёсинкан, я перестал разделять технику Айкикай и технику Ёсинкан. Вместо этого я сфокусировался на том, что же такое «Айкидо» в целом.
В то время в Ёсинкан мало внимания уделялось объяснению Риай (техническая теория) в Айкидо. Когда я вернулся в Ёсинкан из университета, уверен, что моё новое видение также принесло пользу Ёсинкан.
Вопрос: Каковы отличия в занятиях Айкидо в Японии и за её пределами?
Ответ: Большинство японцев рассматривают Айкидо, как самосовершенствование (ментальное или духовное), подобно дзен-медитации. Однако по всему миру Айкидо считается практическим инструментом самообороны или фитнеса.
Более того, в Японии начинающие спокойно воспринимают многомесячные занятия, посвященные лишь отработке базовых передвижений или определенным деталям. За пределами Японии люди хотят сразу же обучиться чему-нибудь практическому. Оба этих подхода имеют свои сильные и слабые стороны. Как наставники, мы должны осознавать это и подстраивать свою методику под местные реалии.
Вопрос: Вы считаете, такие традиционные боевые искусства, как Айкидо, могут преподаваться в западных странах без использования исконных культурных элементов? Например, обучение техникам на местном языке, а не японском?
Ответ: Если неяпонский инструктор обладает огромным опытом в преподавании Айкидо и обучался в Японии, как Джо Тамбу, кто приезжал множество раз в Японию, Даррен Френд, Джон Маршалл и Пегги Ву, которые закончили курс Сеншусей (Международный инструкторский курс) – они постигли суть Айкидо. Я вижу доказательство этого в их учениках, в их Айкидо и в их манере поведения. Они обучают Айкидо правильно.
Использование традиционного языка может быть проблемой, однако множество терминов и фраз очень старые, и большинство современных японцев также сталкивается с трудностями в понимании данной терминологии.
Я считаю, что с хорошим инструктором это возможно (грамотное обучение Айкидо без использования японского языка, прим.).
Вопрос: Если кратко, не могли бы Вы обрисовать, какая философия кроется в Айкидо, в том, как оно отрабатывается и применяется?
Ответ: Айкидо – это путь и искусство Гармонии. Всем его представителям следует постараться запомнить это настолько прочно, насколько это возможно.
С тех пор, как я оставил Ёсинкан в декабре 2007 года, я поддерживал свою организацию открытой для всех. Люди из других организаций регулярно посещают мои занятия. Когда я был приглашен Джо (Тамбу, прим.) провести занятия в Австралии, а Джо является здесь старшим учителем Ёсинкан Айкидо, я был счастлив приехать!
Ты можешь рассуждать о гармонии, но в конечном счёте самым важным остаются наши поступки.
Вопрос: По Вашему мнению, может ли Айкидока понять и эффективно практиковать искусство без полного понимания его философских и культурных традиций?
Ответ: Существуют различные стадии понимания техники и философии Айкидо. Никто полностью не осознает этого в начале своих занятий вне зависимости от национальности или культуры. Философия Айкидо и его техники – это одно и то же. Если практика Айкидо идет в нужном направлении и с правильным духом, ученик познает его философию изнутри. Я считаю, это и было намерением Уэсибы Сенсея. Должным образом отрабатывая Айкидо, люди могут понять и принять идею гармонии и мира (то, чему учит Айкидо).
Вопрос: Каковы сильные и слабые стороны Айкидо при наличии таковых с точки зрения его пользы, как системы самообороны в современном обществе?
Ответ: В традиционном Будо, каким является Айкидо, мы используем минимум силы для достижения цели. Таким образом небольшой и менее агрессивный человек может использовать Айкидо для самозащиты. Айкидо также сфокусировано на подавлении нападающих без причинения вреда их здоровью. Намного проще остановить их, не задумываясь о том, причинишь ты им вред или нет. Большинство людей, приходящих в Айкидо, неагрессивны. Они не приемлют жестокие методы самообороны и колеблются при вовлечении в физическое противостояние из-за своей природы. Эти колебания могут сделать их Айкидо неэффективным.
Айкидо учит двум вещам: когда стоять и когда двигаться.
Вопрос: Что было самым ярким моментом в Вашей карьере Айкидо, а что тяжело вспоминать?
Ответ: Я глубоко уважаю моего учителя (Сиоду Годзо Канчё). Я оставался (в Додзё) более 13 лет после смерти (Сиоды Канчё). 30 лет Додзё было делом моей жизни. Оставить его (Додзё Ёсинкан) было чрезвычайно трудно.
Говорят, конец – это новое начало. У меня есть возможность обучать людей духу и технике Айкидо Сиоды Канчё.
Вопрос: Наблюдая, каким путем движется современное общество (и в Японии, и на Западе), что Вы можете сказать о будущем традиционных боевых искусств таких, как Айкидо?
Ответ: Канчё Сенсей часто говорил: «Изучай старое, чтобы познать новое». Я верю, что техника и философия Айкидо являются полезными (для современного общества). Наша ответственность, как современных учителей, заключается в применении уроков прошлого применительно к будущему.
Кроме этого, задача инструктора заключается в развитии того, что ему давал его учитель, а не просто в бездумном копировании. Айкидо, как и все Будо, основаны на философии, а не идеологии. В отличии от религий мы не должны следовать догмам; наоборот, мы свободны в поиске своего собственного пути.
Настоящее испытание любого боевого искусства – это испытание временем. Пока мы можем предложить людям что-то осмысленное, Айкидо будет развиваться. Если мы перестанем соответствовать (духу времени, прим.), Айкидо прекратит своё существование.
В завершении я бы хотел поздравить Джо Тамбу Сенсея с 30-летней годовщиной развития Ёсинкан Айкидо в Австралии и его неутихающим прогрессом в искусстве.
Перевод: Подобаев В.С.
Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.
Комментарии
Еще никто не комментировал.
Оставьте комментарий