Кодо

Чайная церемония известна далеко за пределами Японии, как и мастерство составления цветочных композиций. Однако, ещё одно искусство, относящееся к «Трём главным искусствам Японии» (日本三芸道), почти неизвестно за пределами Японии. Сегодня я хочу поговорить именно о нём – об искусстве составления и понимания ароматов (кодо, 香道).

Больше всего интересна история этого искусства. Как и другие два «пути» (по последнему иероглифу названия, всё это не искусство, а путь), возникновение кодо напрямую связано с появлением в Японии буддизма. Как отмечают исследователи, каждая из церемоний отсылает к буддистским практикам – украшению живыми цветами алтарей, использованию курений и ароматного дыма от них во время ритуалов. Однако важно отметить, что церемонии эти не сложились ни в Индии, на родине буддизма, ни в Китае, но именно в Японии.

В шестом веке нашей эры в Японию впервые попали материалы для кодо – специальная древесина, завезённая из Китая, Индии, юго-восточной Азии. Ароматы впечатлили тогдашнюю элиту, да и привычка доверять Китаю в области культурного донорства не дала здесь сбой: ритуал «слушания» прекрасных запахов кедра, кипариса, сандала и других укоренился среди аристократов и придворных и стал одним из любимых развлечений знати.

Позволить себе такое развлечение могли (и до сих пор могут) очень немногие, поскольку всю древесину для кодо приходилось импортировать. Со временем простое «слушание» превращалось в ритуал с определёнными правилами, схемами и играми: в период Камакура (1185-1333) сложилась игра «токо», во время которой участники должны были угадывать аромат и составлять подходящее вака, в эпоху Муромати (1392-1573) появилась классификация ароматов с учётом страны происхождения и вкуса. Но конечный штрих, утверждающий и чётко регламентирующий церемонию кодо, появился в период изоляции Японии – эпоху сёгуната Токугава (1603-1858). Я считаю, что это очень примечательно: идея вдумчивого слушания ароматов пришла извне, но окончательно оформилась в то время, когда влияние извне было практически сведено на нет. Современная церемония кодо ориентируется на теоретические основы, изложенные в произведениях «Сад орхидей искусства кодо» (1737 год) и «Сливы скромного жилища искусства кодо» (1748 год).

В настоящее время искусство кодо имеет определённую популярность среди японцев, но остаётся элитарным (по большей части из-за высоких цен).

Привожу «Десять добродетелей ко» (ко – одновременно и аромат, и ароматный материал), описанных монахами Дзен в 15-ом веке:

1. Ароматы помогают приобщиться в непознанному.
2. Ароматы помогают очистить тело, дух и душу.
3. Ароматы очищают атмосферу от негативных влияний.
4. Ароматы стимулируют чувства и бодрят.
5. Ароматы сопровождают нас как друзья в моменты одиночества.
6. Ароматы позволяют случиться моментам озарения среди суетных будней.
7. Даже если аромата слишком много, он не раздражает.
8. Даже небольшие количества аромата доставляют удовольствие.
9. Долгое хранение не меняет воздействие аромата.
10. Ежедневное использование аромата не вредит.

После того, как эти добродетели были зафиксированы, церемония ко постепенно перешла из придворного развлечения в разряд дисциплин, приобрела именно оттенок «пути».

http://vk.com/zapiskinadosuge

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)