Глава 43. Айкидо может принести пользу Кендо

Сегодня даже те люди, которые занимаются Каратэ, приходят в моё Додзё и начинают изучать Айкидо. Так как мы не заставляем их одевать униформу, отличную от доги, имеющихся у них в наличии, многие из них тренируются в доги для Каратэ, на которых в области груди начертано имя конкретной школы. Несмотря на это, те, кто приходят на занятия, невероятно серьёзны при обучении Айкидо.

Вполне возможно, что некоторые из этих людей имеют черные пояса в Каратэ, но, очистив свой разум от предубеждений, они одевают белый пояс и изучают Айкидо. Пока у них сохраняется эта открытость и скромность при обучении, я убежден, что они будут успешны в любых своих стремлениях.

Давайте с этого момента обсудим Кендо. Вы могли бы сказать, что Айкидо имеет неразрывную связь с Кендо, так как Айкидо является физическим олицетворением основополагающих принципов работы с мечом. Но что означает «быть физическим олицетворением основополагающих принципов работы с мечом»? Айкидо отличается от Дзюдо, в котором в первую очередь играет роль физический контакт и захват до момента входа в техническое действие. Наоборот, это боевое искусство, в котором для того, чтобы повергнуть противника, мы полагаемся на тайминг и движение тела в момент контакта. А это в точности является фундаментальным принципом при работе с мечом.

Например, если вы полагаетесь исключительно на силу, то не сможете использовать меч. Метод, в котором вы используете своё тело для передачи энергии в меч, очень важен, и именно таким образом используется энергия и в Айкидо.

Из-за этого в Айкидо мы изучаем одновременно и техники без оружия, и техники с мечом. Если вы можете выполнить технику без оружия, то также сможете выполнить техники с мечом, как и при использовании Дзё . Основные принципы для каждой из них одни и те же. Сам Уэсиба Сенсей был Мастер меча. Я знаю, что он обучался Касима Синто-Рю и Ягю Синкаге-Рю, и привнес в Айкидо большое число своих навыков работы с мечом.

В старые времена жил один мастер Кендзюцу по имени Хага. Он имел репутацию Додзё Ябури, который никогда не проигрывал. Его боялись необычайно. В то время то, что он делал, называли искусство фехтования Хаги.

Однажды он появился в Додзё Уэсибы для того, чтобы нанести поражение Уэсибе Сенсею. Уэсиба Сенсей, когда вышел к нему навстречу, был спокоен, как обычно. Сенсей как-бы мимоходом занял позицию с деревянным мечом, и Хага полностью растерялся и не знал, что ему делать. Весь в липком поту, он стоял в страхе, как-будто замороженный. Тогда Сенсей щелкнул по мечу Хаги и сказал: «В чем дело, г-н Хага? Я здесь! Вот он я!» Хага был полностью лишен способности сопротивляться. Он преисполнился искреннего восторга перед Уэсибой Сенсеем и вскоре вступил в Додзё, тренируясь интенсивно.

Было и ещё кое-что в те дни. Это случилось, когда мы проводили краткий курс фехтования для некоторых учителей Кендо из Осаки в додзё в местном полицейском участке. Курс шел раз в неделю в течение семи месяцев. Преподаватели Кендо были известными мастерами в своей области, поэтому мы, как ученики, не могли обучить их всему. Уэсиба Сенсей в таких случаях сам давал прямые инструкции.

В то время ходило мнение, что ты не сможешь овладеть фехтованием, если надеваешь защиту, поэтому они не одевали никакой защитной одежды. Вместо этого они практиковались с Фукуро синаи , который был чрезвычайно жестким и изготавливался из велосипедной покрышки со вставленным внутрь жестким центром, а потом накачивался воздухом.

Один раз Сенсей вышел против них с пустыми руками. Каждый из противников имел фукуро синаи. Как обычно Сенсей был расслаблен и спокоен. Он начал топтать их ноги и насмехаться: «Вам достаточно места?». Он двигался вокруг, шлепая каждого из них и приговаривая: «Вы это серьезно?» Эти семь учителей со своими фукуро синаями даже не смогли коснуться Сенсея ни одного раза!

И это ещё не всё. При этом Сенсей не только держал их на расстоянии, но во время движения раздавался резкий хлопок, и все покрышки лопнули. Стоит ли говорить, что при виде этого все, кто видел происходящее, включая меня, были абсолютно поражены.

Таким образом, можно видеть, что движения тела в Айкидо могут применяться в отношении работы с мечом. И, как продемонстрировал Уэсиба Сенсей, вполне возможно работать с пустыми руками против вооруженного мечом противника.

В отношении того, какую пользу Айкидо приносит искусству фехтования, нельзя не вспомнить г-на Накакура Киёси . Одно время г-н Накакура был приемным сыном Уэсибы Сенсея и тренировался Айкидо.

Тем не менее по определенным причинам он в конце концов оставил семью Уэсибы и стал самым известным мастером Кендо в Японии.

Даже сейчас он считается самым лучшим фехтовальщиком Японии, и не уступает это место более молодым мастерам. Как такое возможно? Ну, в отношении Уэсибы Сенсея, г-н Накакура говорил: «Конечно же, я обязан своему старику, что достиг этого».

Его конёк – боковой удар. Он притворяется, что собирается ударить справа, но затем перекидывает меч налево и рубит. Он подлавливает на этом приеме каждого, потому что при попытке противника избежать нападения с одной стороны, удар тут же прилетает с другой. Тот, кто обучил его этому, был Уэсиба Сенсей, который постоянно говорил ему: «Будь более гибким». И, как оказалось, эта тактика была проработана.

В Айкидо техники отрабатываются таким же способом на правую и на левую стороны. Благодаря этим тренировкам, г-н Накакура мог выполнить техники на любую сторону. В современном Кендо используются правосторонние стойки, и обмены ударами достаточно монотонные. Редко можно увидеть, как кто-то меняет стойки с правой на левую. И это также связано с большим влиянием спорта в боевых искусствах.

Движения тела в Айкидо взяты напрямую из техник фехтования мечом и подчиняются правилам выполнения проверенных временем боевых техник. Я надеюсь, что даже те, кто занимается Кендо, смогут изучить большую часть из них.

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)