Кен-дзюцу и Иай-Дзюцу

Из книги Малколма Т. Шевана «Иай, искусство японского фехтования»

Меч, вероятно, не самый древний вид оружия Японии, но он был наиболее сложным и изощренным, и на протяжении нескольких столетий занимал центральное и наиболее важное место в боевой тренировке Буси. Ковка и металлообработка были уже известны японцам, по меньшей мере, за два века до нашей эры. Железные мечи были обнаружены в каменных склепах и дольменах, относящихся к периоду Кофун-Бунка (400 до н.э. – 700 н.э.), и они свидетельствуют о техническом и художественном прогрессе японской культуры того времени. Однако большинство историков сходится во мнении, что форма и стиль клинка, который мы называем «Ниппон-То», впервые появились где-то примерно в начале 8 века. Легендой их создание приписывается некоему кузнецу по имени Амакуни, жившему в провинции Ямато.

Ниппон-То называют душой Буси. Он являлся символом всего, что тот представлял, и не было ситуаций, когда Буси был бы без него: он жил с ним и умирал с ним. Кроме того, меч самым тесным образом связывал все его существо с вопросом жизни и смерти. Ему необходимо было выйти за рамки обычной концепции жизни и смерти, и это состояние сознания называлось «сэйсин о тёэцу». Именно эта внутренняя борьба вызвала изменение внутреннего отношения и дала мечу двойное назначение: внешнее – разрубить того, кто противостоит воле его владельца, и внутреннюю – разрубить Эго самого владельца, и тем самым дать ему возможность достичь духовного пробуждения. Таким образом, меч стал символизировать такие моральные качества, как Преданность, Самопожертвование, Честь, Искренность, Справедливость и Мужество.

Можно сказать, что исторически технология изготовления меча развивалась в совершенной гармонии с различными методами владения им, и таким образом Ниппон-То стал одним из прекраснейших произведений искусств, когда-либо создававшихся человеком, и был включен в высшей степени тщательно разработанную систему ведения боя, и тем самым объединил красоту и практическое применение. В применении меча можно выделить два основных раздела КЭНДЗЮЦУ и ИАЙДЗЮЦУ. И именно посредством изучения этих двух практик человек, вероятно, может лучше всего понять и оценить основной Дух Боевых Искусств.

Кэндзюцу – это метод обращения с мечом, когда он уже вытащен из ножен. Это то, что известно как собственно классическое фехтование. Именно этот аспект считался наиболее важным аспектом из двух, и именно на него делался основной упор при тренировке фехтовальщика. В ходе своей истории, Кэндзюцу называлось по-разному, в зависимости от веяний времени или от философской и политической предрасположенности той или иной школы. Его называли Хэйхо, Кэмпо, Тохо, Гэккэн, Хёдо, Тодзюцу, Татиути и так далее. Однако сегодня слово Кэндзюцу наиболее широко используется для обозначения искусства классического фехтования на мечах.

Иайдзюцу – искусство выхватывания меча из ножен и нанесения эффективного удара одним непрерывным движением. Благодаря быстроте, с которой человек мог нанести атаку, иайдзюцу заняло очень важное место в фехтовании, хотя и второстепенное по отношению к кэндзюцу. Развитие иай или батто-дзюцу обычно приписывают сегодня Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу, но тот факт, что он жил во второй половине 16 века и начале 17 века заставляет усомниться в том, что такое важное техническое преимущество было отрыто так поздно. Вернее будет заключить, что иай уже существовал в течение неопределенного периода времени до Хаясидзаки Дзинсукэ, и что оно развилось во взаимодействии с различными стилями кэндзюцу; и что именно Дзинсукэ стал его основным новатором, и его усилия в этой области сделали истинную ценность быстрого выхватывания меча более широко известной, чем когда-либо прежде.

ОТНОСИТЕЛЬНО ИАЙДО

Термин иайдо вошел в обиход только в 20 веке, и его практика стала считаться дисциплиной в своем праве среди других видов Будо. До этого времени для обозначения этой дисциплины наиболее часто употреблялись термины иай-дзюцу или батто-дзюцу. Однако между иайдо и иай-дзюцу есть существенное отличие; в практике иай-дзюцу наиболее важным моментом было развитие боевой эффективности, в то время как в практике иай-до первичным является духовное и моральное развитие человека, а эффективность вторичной. Отакэ Рисукэ в своей книге о Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю так определял иай-дзюцу: «Иай-дзюцу – это искусство, предназначенное для убийства врага». Многие люди сегодня игнорируют это напоминание об истоках этого искусства и довольствуются выполнением красивых, но зачастую пустых «фигур»; кроме этого они занимаются самообманом, полагая, что то, что они воспроизводят и есть в точности упражнение, которое практиковали Буси старых времен (иллюзия, которую можно было бы назвать «Самурайским психозом»). Оба эти обстоятельства порождаются недостатком опыта и понимания изучаемого боевого искусства.

И идея, что «Будо» прежде всего дисциплина «духовная», и имеет «более высокие» цели, чем «бу-дзюцу», и, следовательно, допускает (и даже поощряет) практическое неумение, является результатом не только неполного понимания, но даже намеренного заблуждения со стороны практикующего или учителя. Между Дзюцу и До нет никакого противоречия.

Дисциплина иай-до была введена теми людьми, которые понимали, что меч и искусство выхватывания меча, могут стать инструментами, при помощи которых человек может достичь духовного развития. Именно таким образом концепция «Сэйсин танрэн» (или в буквальном переводе «выковывание духа») представляет ситуацию, когда технические методы, требующиеся для достижения духовного просветления человека, могут быть, а могут и не быть такими же, как и те, что диктуются необходимостью боевой эффективности. Приобретение одного метода не гарантирует приобретения другого, но при этом одно не исключает другого. Поэтому ученик иайдо должен благодаря правильному пониманию объединить в себе эти, на первый взгляд, противоположные аспекты этого боевого искусства, как средства уничтожения противника, с одной стороны, и способа духовного развития, с другой. Практическую основу и происхождение дисциплины нельзя не замечать, опускать или игнорировать, просто потому что человек решил, что путь к духовному развитию человека не может быть связан с «грубым» и решительным поведением, необходимым для уничтожения врага.

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ БОЕВЫХ ИСКУССТВ (МСБИ),
VIP клуб иайдзюцу «SHINKEN KOKORO»
и ЦИБИ «ДАМО»

21 – 22 апреля 2012 г. Москва

организуют семинар по традиционной технике
Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу, тамэсигири

(участие только в тамэсигири, без участия в общем семинаре не допускается).
Возможно участие только в семинаре по иайдзюцу, без участия в тамэсигири.

В программе семинара:
• Особенности и стилистика выполнения техники Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу
• Варианты техники тамэсигири
• Кумитачи – парная работа по школе Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу
• Подготовка к аттестации
Для участников желающих принять участие в разделе Тамэсигири подать предварительные заявки до 1 апреля 2012 г., для согласования условий участия, а так же заказа и резервирования необходимого количества снопов для разрубания каждому участнику тамэсигири.
Семинар проводит:
Глава представительства Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу в России, Президент МСБИ, руководитель специализации по традиционным боевым искусствам ИПП и ППК РГУФКСМиТ, профессор Линдер И.Б., Сокэ/мастер-наставник 10 дан.
Участники семинара по иайдзюцу и тамэсигири:
К участию в семинаре по Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу допускаются участники в возрасте старше 15 лет.
К участию в тамэсигири (участие только в тамэсигири, без участия в общем семинаре не допускается) допускаются занимающиеся боевыми искусствами в возрасте старше 18 лет. Участие в тамэсигири только по предварительной заявке и допуску в процессе семинара по иайдзюцу.

Регламент мероприятия:
21 апреля (суббота)
10:00 – 14:30 – семинар по Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу
15:00 – 17:00 – аттестация
22 апреля (воскресенье)
10:00 – 15:00 – семинар по Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу и технике тамэсигири
Регистрация участников семинара и аттестации:
21 апреля с 8:00 до 9:30.

Участникам семинара по Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу обязательно выслать предварительную заявку на участие в мероприятии до 12 апреля 2012 г.
Участникам семинара по тамэсигири обязательно выслать предварительную заявку на участие в мероприятии до 1 апреля 2012 г. с указанием количества снопов для тамэсигири на каждого участника и произвести оплату заказанных снопы (способы оплаты уточнять у координатора мероприятия).

Предварительные заявки высылать Романовой Татьяне Александровне
E-mail: imau.sport@ictta.ru, ictta@ictta.ru
В заявке указать:
• Названия клуба; федерации
• Ф.И.О. участников семинара полностью без сокращений.
• Возраст каждого участника команды
• Количество снопов для тамэсигири (если человек участвует в данном разделе)
На регистрацию в день проведения семинара участникам семинара предоставить Будо-паспорта (по желанию). Для участников, не имеющих будо-паспортов, возможно оформление их на месте. Для оформления будо-паспорта необходимо представить 2 фото 4х5 см. или 5х6 см. и заранее заполненную анкету см. Приложение № 1.

Экипировка для семинара:
Кимоно (кейкоги), хакама, оби, желательно наколенники и таби. Обязательно сменная обувь-шлепанцы.
Учебно-тренировочное оружие: тренировочный меч (иайто) или бокуто (боккэн с ножнами).
Экипировку участников семинара по тамэсигири предварительно согласовывать у координатора программ при подаче заявок.
Целевой членский взнос за семинар иайдзюцу и тамэсигири:
1500 руб. – на каждого участника семинара + стоимость снопов для участников семинара по технике тамэсигири. Количество снопов зависит от предварительного заказа каждого участника семинара по тамэсигири и их предварительной оплате.

АТТЕСТАЦИЯ ПО МУСО ДЗИКИДЭН ЭЙСИН РЮ ИАЙДЗЮЦУ :
Обязательно участникам планирующим аттестацию, подать заявку до 1 апреля 2012 г., для согласования программы и всех вопросов аттестации.
Программа аттестации зависит от запрашиваемой аттестационной степени.
С общими требованиями к аттестации по Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу можно ознакомиться в Приложении № 2.
Участники аттестации по Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу:
К участию в аттестации допускаются все категории занимающихся, подавшие предварительные заявки до 1 апреля 2012 г.,
Экипировка для аттестации:
Кимоно (кейкоги), хакама, тренировочный меч (иайто) или бокуто (боккэн с ножнами) соответствующие требованиям школы Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Ямаути-Ха Иайдзюцу, оби и таби (желательно).
Целевой членский взнос за аттестацию оговаривается при подаче заявки.
Проезд, проживание и питание участникам семинара и аттестации оплачивает командирующая организация.
Место проведения семинара:
г. Москва, ЦИБИ «ДАМО» на территории ВВЦ (ВДНХ) – павильон №53.
- Схемы прохода до центра можно посмотреть на сайте МСБИ
Координатор программ МСБИ:

Романова Татьяна Александровна
Тел: 364-77-33,
8-916-603-77-13
E-mail: imau.sport@ictta.ru, ictta@ictta.ru

Сайты МСБИ, МКТА: imau.ictta.ru; http://www.mjer-iaijutsu.ru; http://www.iaijitsu.ru; http://www.vipclub-iaido.ru; http://www.ictta.ru

ЛЕТНИЙ ИНТЕНСИВНЫЙ КУРС
по школе Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Ямаути Ха иайдзюцу/иайдо.

Только в июле, августе 2012 г.
Международный Союз Боевых Искусств,
VIP клуб иайдзюцу/ иайдо «SHINKEN KOKORO»
совместно с ЦБИ «ДАМО»
проводят эксклюзивный интенсивный курс подготовки по иайдзюцу/ иайдо школы Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Ямаути Ха
для тренеров, инструкторов и просто любителей боевых искусств.
Цель курса подготовка инструкторского, экспертно-преподавательского состава для дальнейшей работы по развитию иайдзюцу/ иайдо в своих клубах, федерациях, организациях, а так же для повышения своего мастерства любителей данного японского боевого искусства и приобщения новичков к иайдзюцу/ иайдо. Курс приурочен к очередному приезду высших японских наставников: 21 главы школы Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Ямаути Ха – Секигути Комея и технического директора Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Ямаути Ха Иайдзюцу Фудзии Кацуко – 9 дан, которые проведут в Москве в период 21 – 23 сентября 2012 года семинар и несколько мастер-классов.

Для проходящих текущую подготовку, предусмотрена аттестация по иайдзюцу/иайдо.

Исходный уровень подготовки значения не имеет.
Все желающие могут присоединиться к занятиям.

Занятия проводит:
Линдер Иосиф Борисович .
Глава представительства Мусо Дзикидэн Эйсин Рю в России, Президент МСБИ, Руководитель специализации по традиционным боевым искусствам ИПП и ППК РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), профессор, д.ю.н.

Время занятий:
Только июль и август 2012 года – 45 тренировок !!!
Ежедневно с Понедельника по Пятницу включительно с 9:00 – 12:00.
Стоимость – 3000 руб. в месяц.
Возможно занятия 1 или 2 месяца (по желанию).

Место проведения занятий
Адрес: г. Москва, ВВЦ (ВДНХ), Павильон №53. Центр изучения боевых искусств и оздоровительных практик «ДАМО».
Схема проезда:
I. От станции метро «ВДНХ» (25 минут пешком)
II. От станции метро «Ботанический сад» (15 минут пешком)
Координаторы проекта
(916) 603-7713; (985) 922-9339
Администратор Центра «ДАМО»:
(499)760-23-72; (985) 226-52-28

Уважаемые коллеги!

21 – 22 – 23 сентября 2012 г. в Москве
проводится очередной мастер – класс по иайдзюцу/иайдо и кобудо
под руководством
Секигути Комея
21-го Сокэ (главы школы)
Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Ямаути Ха Иайдзюцу / Иайдо.
и
Фудзии Кацуко
9 дан Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Ямаути Ха Иайдзюцу.

В программу мастер-класса включено углубленное изучение техники старых классических ката иайдзюцу / иайдо, бункай, совершенствование технического мастерства, подготовка и допуск к аттестации, открытие додзё школы в регионах.

Участникам мастер-класса необходимо до 10 сентября отправить заявку на участие в мероприятии. В заявке указать Ф.И.О. участников, название клуба, город.
Участники мастер-класса:
К участию допускаются все категории занимающихся иайдзюцу / иайдо старше 13 лет.
Экипировка для мастер-класса:
Кимоно (кейкоги), хакама (желательно), желательно оби, наколенники, таби (желательно), тренировочный меч (иайто) или бокуто (бокен с ножнами). Обязательно сменная обувь.
Целевой членский взнос каждого участника мастер-класса:
3 дня – 4500 руб.
1 – 2 дня – 4000 руб.

Проезд, проживание и питание за счет командирующих организаций.

Регистрация участников мастер-класса:
21 – 22 сентября с 8:00 до 9:30.
23 сентября с 9:00 до 9:30
На регистрацию иметь будо-паспорта (для тех у кого есть будо-паспорт).
Для желающих оформить будо-паспорт необходимо представить 2 фото 4х5 см. или 5х6 см. и заранее заполненную анкету, которую можно получить по электронной почте у координатора мероприятия – Романовой Т.А.

Продолжительность мастер-класса:
21 – 22 – 23 сентября с 10:00 до 15:00

Место проведения мастер-класса:

г. Москва, Центр изучения боевых искусств на территории
ВВЦ (ВДНХ) – павильон №53.
Схемы прохода до центра можно посмотреть на сайте на странице:
http://imau.ictta.ru/club.shtml

Координатор мероприятия:
Романова Татьяна Александровна
Тел: 8-495-364-77-33
8-916-603-77-13
E-mail: imau.sport@ictta.ru; ictta@ictta.ru
Сайты МСБИ, МКТА: http://imau.ictta.ru; http://www.vipclub-iaido.ru;

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)