Притча

Жил на белом свете молодой инструктор боевого искусства. Совсем недавно стал он счастливым обладателем черного пояса, а так как шел он к нему достаточно долго, причем сознательно ограничивал свои мимолетные порывы («Технически ты готов. Давай! Езжай на семинар и сдавай на 1 дан!»), то после получения заветного пояса в голове начали зарождаться совсем не мудрые мысли.

В голове ещё вертелся семинар, на котором молодого человека отметил приезжий Мастер. Пусть не всё прошло гладко, но за свой технический уровень начинающего инструктора похвалили, плюс показали, к чему нужно стремиться.

Наш герой стал меньше обращать внимание на советы более опытных товарищей, стремление учить начало обгонять стремление учиться. Рано или поздно всё более укореняющегося в своём превосходстве молодого человека должны были наказать:

Вариантов много, выбирайте любой, какой больше нравится.

Следует сказать, что симптомы грядущей неудачи проявились достаточно быстро. Но наш герой, хотя и обращал на них внимание, но по большей части они, эти самые симптомы проходили мимо, не укореняясь в разуме молодого человека.

Нечто похожее происходит перед болезнью человека. Мудрая Природа позаботилась о своих детях, как бы эти дети не обижали свою мать. Организм человека устроен так, что начинает посылать сигналы в мозг: «Я готовлюсь заболеть! Тебе тоже стоит к этому приготовиться!» Задача обладателя бренного тела в таких случаях – внять гласу этого тела, и приготовиться (закупить малины, теплых одеял, обследоваться у врача, взять больничный бюллетень и т.д.). Вся беда в том, что разум человека устроен порой достаточно прихотливо, и поступки людей часто показывают, что к различным проявлениям своей болезни они не прислушиваются.

Глупо? Согласен. А теперь, как на духу, уважаемый читатель, признайся:
- Сам-то ты всегда прислушиваешься к симптомам болезни или надеешься на русское «Авось!», а?

То-то же.

Нечто подобное начало происходить и с нашим героем, только, разумеется, в рамках своего боевого искусства. И наконец-то грянула расплата за самоуверенность.

По окончании каждой тренировки ученики задавали вопросы, как сделать это, как выполнить то. И один из них задал следующий вопрос:
-Сенсей, а как выполнить технику, если твой партнер не дает сделать её?

Тут я хочу упомянуть, что у молодого мастера была одна несомненная положительная черта: он никогда не закрывался от своих учеников, всегда работал с ними на равных и уделял внимание каждому. Может быть, поэтому он заблуждался так долго, что ученики чувствовали это внимание и ценили его? (это был риторический вопрос)

Инструктор вызвал задавшего вопрос ученика на ассистирование и начал объяснять нюансы работы на сопротивляющемся противнике. И тут понял, что его техника не работает.

Он усилил воздействие – без толку. Дернул – ученик ноль внимания. Повис изо всех сил, забыв про все наставления своих учителей – но так ничего и не смог сделать.

В голове, одна за другой, начали проноситься мысли, и, надо сказать, все они не блистали мудростью, отражая примитивность молодого неокрепшего разума, который всегда считает себя пупом земли: «Да как же? Да у меня же? Да я же? У МЕНЯ ЖЕ ВСЕ РАНЬШЕ ПОЛУЧАЛОСЬ!»

И тут же возникли другие, которые также были далеки от совершенства: «Надо сказать, что если у тебя что-то не получается, то можно сделать так и так, отвлечь партнера от сопротивления, поймать момент, когда он расслабится. В нашем искусстве много нюансов!» И он начал объяснять…

Нет, стоп!

Беззубые пояснения и наставления своим ученикам, к чести нашего героя, он отмел сразу же, не цепляйтесь к словам глупого рассказчика.

Прежде всего, молодой инструктор заставил себя успокоиться. Ученики смотрели на него с удивлением, которое постепенно перерастало в неуверенные улыбки, в которых явственно читалось: «Не может быть, чтобы всё, что мы учили, было неправдой».

Молодой человек вздохнул и сказал:

- В любом боевом искусстве, каким бы четко структурированным оно ни было или наоборот – процесс обучения зависел от сиюминутной конъюнктуры и строился не на стратегических, а на тактических целях – так вот, всегда присутствует ступенчатость развития. Вы сейчас обучаетесь на своём уровне, я – обучаюсь на своем. Все мы учимся. Все мы – ученики. И мне, как вашему инструктору, тоже не следует забывать об этом. И прежде всего не следует мне об этом забывать потому, что кроме себя любимого у меня есть ещё и вы – мои ученики, которые с хорошей вероятностью понесут мои ошибки и заблуждения дальше. И ответственность за ваши дальнейшие неудачи лежит сейчас не только на вас, но и на мне, как вашем учителе.

Ведь, прежде всего, учитель не только обучает своих учеников и учится у своего учителя. Он берет знания и от своих учеников. Этот процесс обоюдный, как законы сохранения в природе: ничто из ничего не рождается, и в ничто не уходит.

Я мог бы сейчас придумать десятки оправданий тому, что у меня не выходит техника. Но давайте будем честными до конца: мне, как вашему учителю, ещё многому предстоит научиться, чтобы передать свои знания вам, моим ученикам. Я ещё не подошел к уровню знаний Великих мастеров, отбрасывающих противников одним легким движением. Даже не знаю пока, сколько ступеней мне осталось до этого, но догадываюсь – много.

Так давайте учиться вместе!

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)