Размышление на тему. Ирими-»вхождение». Кайтэн-»разворот»

Адепты Айкидо, даже не связанные с направлением Ёсинкан, тем не менее уже с первых тренировок слышат два странных слова, которые затем пронизывают всю их Айки-жизнь. И, несмотря на то, что Ирими остается Ирими в различных направлениях, а Кайтэн кроме, как в Ёсинкане редко встретишь (больше распространен термин Тэнкан), суть этих принципов остается прежней:

1. Ирими описывает все входящие движения
2. Кайтэн – все круговые.

Не буду сейчас останавливаться на всех последующих принципах, это тема отдельной (или отдельных) статьи (или статей). Скажу лишь, что в Ёсинкан Айкидо все передвижения и техники делятся на две большие группы согласно данным принципам, причем за что хочется сказать огромное спасибо Сенсею Сиода Годзо и его старшим ученикам, что они упорядочили арсенал, доступный нам сегодня, разделив каждую технику на первый и второй варианты исполнения, которые собственно и отвечают за ПРИНЦИП:

-Ирими – вхождение. Первый вариант техник
-Кайтэн – разворот. Второй вариант техник.

Это так, вкратце.

Теперь по каждому принципу в отдельности.

Несмотря на название – «Ирими» – под вхождением не следует понимать буквально прямолинейное движение. В Айкидо и в Ёсинкан Айкидо в частности не существует абсолютно прямолинейных движений. Причем даже известное всем адептам Ёсинкан Айкидо прямолинейное движение Хирики но ёсей 1 – «Сила локтя первый вариант» – является прямолинейным исключительно по движению ног, однако если обратить внимание на движение рук, то можно увидеть, что оно изображает подъем меча над головой, что ни в коем случае не должно выполняться по прямой линии.

Это же подразумевается и в любой технике. Известное всем поклонникам Голливуда сбивающее противника движение молодецким «ухом!» – выпрямленной рукой в грудь – подобие Шомэн ириминагэ – броска встречным входом, в реальности не может быть выполнено кроме как при преимуществе в весе, причем существенном.

Именно поэтому в Айкидо используются хоть и входящие, но при этом ещё и ОБТЕКАЮЩИЕ противника (оппонента) движения. И это понятно. Ведь (даже если рассматривать аналогии) водному потоку для того, чтобы переместить ветку дерева из пункта А в пункт Б не нужно уничтожать и разбивать лежащий посередине реки камень: достаточно будет обтечь! его либо справа, либо слева, либо сверху, если такая возможность имеется.

Благо, возможностей в Айкидо предостаточно.

Но, возразят мне оппоненты, а как же знаменитые показательные выступления Сенсея Годзо Сиоды, когда он отбрасывает плечами атакующего его уке. Ведь там чистое прямолинейное движение!

Основная ошибка полагать, что всё можно увидеть глазами. Сенсей Сиода Годзо Великий без преувеличения Мастер, который оперировал не внешней формой техник, а их внутренним содержанием, и если мы с вами чего-то не видим в его выступлениях, то это вовсе не означает, что этого там нет.

Дело в том, что опытный адепт Айкидо работает с векторами тех сил, которые на него направлены. А из школьного курса физики всем нам известно, что противопоставление двух противонаправленных векторов чревато столкновением двух сил, и в данном случае победит тот вектор, который несет в себе больше силы. Это основа борьбы.

Айкидо – не борьба.

В Айкидо мы с вами работаем с перенаправлением вектора силы оппонента в нужную нам сторону. Это касается любого передвижения или любой техники.

Ни одна техника Айкидо не выполняется рубленными прямолинейными движениями.

Но, опять возразят мне оппоненты, как быть с базовыми техниками направления Ёсинкан, которые выполняются по частям? Разве там нет рубленных прямолинейных движений?

Нет, уважаемые товарищи. Вы забываете главное. Базовое исполнение техник Ёсинкан Айкидо – по частям – необходимо для поэтапного обучения учеников. Это только особенность методики ОБУЧЕНИЯ Ёсинкан Айкидо, но никак не руководство к действию. В броске на четыре стороны Шихонагэ при исполнении по частям может показаться, что движения являются прямолинейными, однако это не так, и стоит нам с вами выполнить технику слитно, то сразу обращаешь внимание на то, что эти прямолинейные движения являются на самом деле частями окружности, овала или спирали.

То есть, подводя краткий итог данному размышлению, Айкидо это не «ирими-тэнкан», как любят говорить наши коллеги из других направлений, а «ирими с элементами кайтэна-кайтэн».

Посмотрел на вышенаписанное и понял, что толком про разворот отдельно нигде и не сказал.

А что говорить, уважаемые товарищи? Кайтэн – он и в Африке кайтэн.

Шутка.

Однако в каждой шутке есть доля правды.

Второй вариант выполнения передвижений и техник связан с перенаправлением вектора силы оппонента не против его движения, а по нему. В таких случаях выполнить обратное круговое движение проще, нежели входящее. Ну и под разворотом многие начинают сразу же понимать именно круг, однако стоит помнить, что у нас огромный простор для творчества, благо криволинейных движений матушка-природа напридумывала гораздо больше, нежели прямолинейных. Не верите? «Поезжайте в Одессу и спросите», так и хочется сказать. Обратитесь к специалисту по гидродинамике, и он скажет вам, что получить ламинарный (то есть прямолинейный однонаправленный) поток без использования специальных средств гораздо сложнее, чем турбулентный (вихревой).

Наговорил тут, скажут оппоненты, и будут правы. И ещё не такого наговорю.

В чем же соль? А соль, уважаемые товарищи, в том, что на самом деле при получении конечного результата – то есть применении принципов Айкидо Ирими и Кайтэн в реальной жизни – ни один из них не живет своей жизнью. Чуть выше я утверждал, что входящее движение не живет отдельно от кругового. Так же и круговое движение не может существовать без прямолинейного. В итоге – в реальном поединке – они связаны друг с другом и переплетены рисунком боя.

И эта связь выливается в итоге в то, что мы называем Айкидо.

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)