Глава 4. Будь в наилучшей форме в любой ситуации

Между боевыми искусствами и спортом существует четкая граница, и на этом я бы хотел остановиться подробнее. В спорте участники соревнований, турниров и т.п. усердно тренируются, чтобы подойти к мероприятию в наилучшей физической форме. А в боевых искусствах, например, Айкидо, неважно, чувствуешь ли ты себя не очень хорошо после стаканчика-другого саке или просто приболел. Когда наступает критическая ситуация, ты должен быть в наилучшей форме, неважно, когда или где. Оправдания «Я сегодня неважно себя чувствую из-за погоды» неприемлемы в боевых искусствах. Кстати, позвольте мне рассказать вам историю об Уэсибе Сенсее, которую я нахожу действительно впечатляющей.

Это случилось в 1939 году, когда адмирал Исаму Такесита* был президентом Додзё Уэсибы. Как президент, он пригласил Сенсея выступить в Сайнейкан** перед Императорской Семьей. Сначала Сенсей отказался, сказав при этом: «В Айкидо победа или поражение решаются в одно мгновение. Противник не должен быть в состоянии напасть на тебя во второй раз. Если он сумел это сделать, то это не Айкидо, а подделка. Я не могу показывать подделку перед Императорской Семьей». Тем не менее, Адмирал Такесита настоял на своем, и Сенсей не смог отказать ему. Он поехал в Сайнейкан.

Лучшим учеником Уэсибы Сенсея в то время был г-н Юкава (ныне покойный), он был основным ассистентом, и в тот раз вторым ассистентом взяли меня. К слову, в тот момент Сенсей очень сильно болел желтухой, и за десять дней до этого пил исключительно воду. Он ничего не ел, и был в таком ослабленном состоянии, что даже передвигался с трудом. Ему потребовалась наша помощь, чтобы облачиться в кимоно, и при ходьбе Сенсей опирался на наши плечи. Г-н Юкава и я обменивались обеспокоенными взглядами, задавая себе вопрос, как Сенсей сможет показывать что-либо в таком состоянии. Он с трудом сел в машину, которую прислали за ним, и мы помогали ему выйти из нее, когда приехали в Сайнейкан, поддерживали его при ходьбе. После трудного пути пешком мы дошли до входа в Додзё, и, как только Сенсей увидел фигуры Императорской Семьи, его глаза пронзительно сверкнули. Сенсей моментально преобразился и вошел в Додзё в полной форме.

После приветственных речей начались показательные выступления. Они должны были длиться 40 минут. Г-н Юкава должен был быть ассистентом Сенсея первые 20 минут, я – вторые.

Беспокоясь за физическое состояние Сенсея, г-н Юкава напал на него аккуратнее, нежели обычно. Но энергия Сенсея в тот момент достигла своего пика. Тело г-на Юкавы мелькнуло в воздухе, и он шмякнулся на татами, не в состоянии подняться. Я кинулся к нему и после быстрого осмотра понял, что его рука сломана. Таким образом, я был поставлен перед трудной задачей – быть ассистентом Сенсея все 40 минут!

Не думая, я атаковал Сенсея изо всех сил. В следующее мгновение я пролетел по воздуху, ударился о татами, вскочил и снова бросился в атаку. Сенсей швырял меня о маты снова и снова, но как только я чувствовал, что он отпустил меня, я нападал на него. И опять летел по воздуху. Дух Сенсея был необычайно высок, и от безысходности я был вынужден быть уке Сенсея всё оставшееся время. После этого я свалился с сильнейшей лихорадкой и был вынужден для восстановления оставить тренировки на неделю.

Я был в восхищении от того, как изменился Сенсей во время демонстрации. Это было хорошим уроком для меня – настоящий мастер боевых искусств всегда готов к бою. На примере Сенсея я показал, что в случае чрезвычайной ситуации такой человек моментально приводит себя в наилучшую форму, вне зависимости от того, насколько он болен.

Из моего рассказа можно видеть, какое различие заключено между сконцентрированным состоянием постоянной готовности в боевых искусствах и концентрацией своих усилий при подготовке к различного рода соревнованиям в спорте. Уэсиба Сенсей обычно говорил нам: «Я обрету пик своей силы, когда испущу последний вздох». И я стал свидетелем этому, когда посетил Сенсея в госпитале перед его смертью. Стоя перед его постелью, я увидел, что он говорил истину.

Несмотря на всю тяжесть своей болезни, Сенсей настаивал на том, чтобы ему приготовили ванну. Когда четыре ученика, которые в тот момент были с ним, постарались удержать его истощенные руки и остановить его, он приподнялся и в мгновение ока отбросил их от себя. Фактически, Сенсей был в состоянии собрать в одно мгновение столько силы, чтобы бросить четверых сильных и здоровых учеников на задний двор!

Уэсиба Сенсей был настоящим мастером боевых искусств до самого конца.

*Такесита Исаму (04.12.1869 – 01.07.1949) – адмирал, дипломат и приверженец боевых искусств. Он был тем человеком, который оказал огромную поддержку в пропаганде Айкидо на ранней стадии его развития. Адмирал Такесита оказал неоценимую поддержку Уэсибе Сенсею, когда тот обосновывался в Токио, и представил его высшему обществу Японии. Он стал учеником Уэсибы Сенсея в 1925 году и первым президентом Организации Кобукай – в 1940м.

**Сайнейкан – Додзё в Восточном Саду Императорского Дворца в Токио. Это основное Додзё для тренировок Императорской Охраны.

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)