Асука дзидай: от «Ва» к «Нихон»

Асука дзидай (Asuka jidai, 飛鳥時代) – период в японской истории продолжительностью от 538 г. до 710 г. (или, согласно другим источникам, 592-645 гг.).

Период Асука получил своё название по наименованию долины, расположенной примерно в 25 км к югу от современного города Нара, где в то время находился местный политический центр. Этот период также известен своими значительными художественными, социальными и политическими преобразованиями, корни которых кроются ещё в периоде Кофун, но на которые при этом оказало сильное влияние пришествие из Кореи буддизма.

Также период Асука примечателен тем, что в это время меняется название страны: с Ва (Wa, 倭) на Нихон (Nihon, 日本).

С точки зрения искусства в данном периоде можно выделить два подпериода: непосредственно период Асука (до реформ Тайка), в котором в страну была привнесена ранняя буддийская культура, а также было заметно влияние Северной Вэй и Пэкче, и период Хакухо (после реформ Тайка), в котором больше проявилось влияние династий Суй и Тан [1], [2].

Название периода

Термин «Асука дзидай» впервые был использован для описания этого периода в истории японского изобразительного искусства и архитектуры. Он был предложен в районе 1900 г. учёными в области искусства Сэкино Тадасу (Sekino Tadasu, 関野貞) и Окакурой Какудзо (Okakura Kakuzō). При этом Сэкино ограничивал период Асука окончанием реформ Тайка (646 г.), тогда как Окакура «продлевал» его до размещения постоянной столицы в Хэйдзё (Heijō), т.е. в современной Наре (Nara).

Хотя историки обычно используют датировку Окакуры, многие исследователи истории искусства и архитектуры предпочитают датировку Сэкино и используют термин «период Хакухо» (Hakuhō, 白鳳時代) для обозначения последующего периода.

Государство Ямато

Государство Ямато, которое появилось в конце V в., отличалось мощными родовыми группами (кланами) «годзоку» («gōzoku», 豪族), во главе которых стояли старейшины – главы рода – «удзиками» («ujikami», 豪族), выполнявшие в честь ками-покровителей рода священные обряды, обеспечивая тем самым долгосрочное благополучие каждому клану. Управление всеми кланами в свою очередь осуществляли члены аристократии и царственной линии, которые начали контролировать двор Ямато в начале периода Асука [3].

В конечном счёте власть Ямато распространилась на кланы Кюсю и Хонсю, а название «Ямато» стало синонимом обозначения всей Японии. Основываясь на китайской модели, правители Ямато приступили к разработке центрального государственного аппарата и императорского двора, а также переняли китайские иероглифы. При этом постоянной столицы в государстве не было.

Появление в Японии буддизма

Распространение буддизма на территории Японии началось с 538 г., когда из Пэкче прибыло посольство с предложением о принятии новой религии. Клан Сога, рассматривавший королевства Кореи как торговых партнёров, а не как объект возможной территориальной экспансии, выступил в пользу принятия буддизма, тогда как, к примеру, семья Накатоми (Nakatomi), отвечавшая за отправление при дворе синтоистских ритуалов, этому решительно воспротивилась. Военный клан Мононобэ (Mononobe) также был против, считая, что нужно отстаивать свои прерогативы и противостоять чужеродному влиянию буддизма. Противостояние между кланами Сога и Накатоми длилось больше века.

Во время реформ Тайка в одном из эдиктов было запрещено возведение больших кофунов, а также в зависимости от социального статуса регулировались размер и форма кургана [3]. В результате кофуны хоть и стали меньше, но при этом отличались проработанными фресками. Украшения и роспись этих курганов свидетельствуют о распространении в стране даосизма и буддизма, а наиболее известными среди них являются кофуны Такамацудзука (Takamatsuzuka) и Китора (Kitora).

С расцветом периода Асука использование кофунов для императорской семьи и других аристократов сократилось из-за пришедших новых буддийских верований, переместивших центр внимания на быстротечность человеческой жизни. Простолюдины и элита из отдалённых районов, однако, продолжали сооружать кофуны до конца VII в., но попроще [3].

Влияние даосизма

Даосизм также появился в Японии в течение периода Асука: в середине VII в. по приказу императрицы Саймэй (Saimei) на горе Тономинэ (Tōnomine, 多武峯談山) был построен даосский храм. Восьмигранные гробницы монархов того времени и небесные карты в кофунах Китора и Такамацудзука отражают даосскую космологию.

Можно также утверждать, что новый титул японского монарха – «тэнно» («император») – происходит от имени верховного бога даосов, которого звали Великий Царственный Господин Неба – Тянь-хуан-да-ди, или Тэнко тайтэй (tenkō taitei, 天皇大帝).

В конечном счёте, даосская вера была объединена с синто и буддизмом, в результате чего на свет появились новые стили ритуалов. Одним из плодов этих религиозных смесей является онмёдо – специфическое учение, в основе которого лежат гадания по «Книге перемен» («И-Цзин»), традиционная астрология и магия. Название учения сложилось из японских обозначений для «ян» («ё», «мё») и «инь» («ин», «он»).

Хотя период Асука начался с конфликта между религиозными убеждениями разных кланов, к концу периода привнесённые религии соединились с коренными народными верованиями в единое целое.

Клан Сога и Сётоку-тайси

Победа клана Сога, выступавшего за введение буддизма, над кланом Мононобэ усилила политические позиции первого: клан Сога породнился с императорской семьёй, поставляя жён правящему роду, и в 587 г. Сога-но Умако (Soga no Umako), глава клана, оказался настолько могущественен, чтобы посадить на трон своего племянника, впоследствии убить его и заменить императрицей Суйко (Suiko; 593-928 гг.). Суйко стала первой из восьми императриц, правивших Японией, но при этом она была лишь ширмой для Умако и своего сына – принца-регента Сётоку-тайси (Сётоку Тайси; 574-622 гг.).

Принц Сётоку, признанный в качестве великого политического деятеля тех времён, был набожным буддистом и хорошо читал по-китайски. Он находился под влиянием конфуцианских догматов, в том числе и под влиянием «мандата Неба» (или «Небесного мандата»), в котором говорится, что сюзерен осуществляет управление государством с пожелания высшей силы.

Под руководством Сётоку были приняты конфуцианские модели рангов и этикета, а также Основной закон из семнадцати статей, предписывающий нести в общество гармонию как её понимает конфуцианство. Кроме того, Сётоку перенял китайский календарь, построил множество буддийских храмов, приказал составить придворные хроники – «Хроники императорского дома» («Тэнноки») и «Хроники государства» («Кокки»), разработал систему торговых дорог, направил в Китай своих подданных для изучения буддизма и конфуцианства, а также в качестве главы посольства отправил монаха Оно-но Имоко (Ono no Imoko) [3]. Всего в VII в. в Китай из Ямато были отправлены семь официальных миссий: некоторые из них длились по двадцать или более лет, а многие из вернувшихся членов миссий стали выдающимися реформаторами.

Стремясь встать на один уровень с китайским императором, Сётоку написал ему письмо со следующими словами: «Сын Неба, правящий в Стране восходящего солнца, посылает это письмо Сыну Неба, правящему в Стране заходящего солнца».

Некоторые учёные утверждают, что смелый шаг Сётоку создал прецедент – Япония перестала занимать «подчинённое» положение по отношению к Китаю [3]. Отношения подобного рода продолжились только после поражения корейского королевства Силла в борьбе с династией Тан (см. ниже), а также в XV в. Асикага Ёсимицу (Ashikaga Yoshimitsu), восстановив торговлю с Китаем, признал зависимость своего правительства от китайского императора. За это ему был дарован титул «короля Японии» [4].

В результате, в этот период истории Япония была государством, правители которого не получили титулов со стороны китайских династий, хотя и отправляли подношения («юко-муфу», «yūkō-mufū», 有貢無封). При этом с китайской точки зрения, класс (или позиция) Японии в этот период был понижен по сравнению с предыдущими веками, когда японские короли получали титулы от китайских императоров. С другой стороны, Япония ослабила политические отношения с Китаем и впоследствии создала чрезвычайные культурные и интеллектуальные связи [5], [6].

Реформы Тайка и система рицурё

Реформы Тайка

Примерно через двадцать лет после смерти Сётоку Тайси (в 622 г.), Сога-но Умако (в 626 г.) и императрицы Суйко (в 628 г.), придворные интриги за право наследования привели к дворцовому перевороту, который произошёл в 645 г. и был направлен против узурпаторства клана Сога.

Восстанием руководили принц Нака-но Оэ (Naka no Ōe) и Накатоми-но Каматари (Nakatomi no Kamatari), которые захватили контроль над двором и осуществили в 645 г. реформы Тайка [3]. «Тайка» в переводе с японского языка означает «Великие перемены». Переворот же, который привёл к реформам, обычно называют инцидентом Исси («Исси-но хэн», «Isshi no hen», 乙巳の変) – по названию 645 г. в китайском календаре.

В основу реформ было положено «цивилизованное» китайское законодательство: японцы переняли у своих соседей с материковой Азии гражданские («рицу», «ritsu», 律) и административные («рё», «ryō», 令) законы, видоизменив их и приспособив к своим нуждам. Так появилась система «рицурё» («ritsuryō») [3].

Реформы Тайка под влиянием китайской практики начались с перераспределения земли, что было направлено на прекращение существующей системы землевладения разрозненными кланами и их контроля над территориями и профессиональными группами. То, что раньше называлось «частными землями и частными людьми», теперь стало «государственными землями и государственными людьми» («kōchi kōmin», 公地公民), а двор пытался утвердить свой контроль над всей Японией.

Земля при этом не являлась наследственной и возвращалась государству после гибели владельца. Наследственные титулы вождей кланов были упразднены. Появились налоги на урожай, шёлк, хлопок и другие ткани, нити и другие товары. Также для консультирования правителя страны были созданы следующие должности: Левый министр, Правый министр и Главный министр.

Страна была поделена на 60 провинций, которыми правили наместники, назначаемые двором, а сами провинции делились на уезды и деревни [3]. Нака-но Оэ был присвоен титул наследного принца, а Каматари в знак признания его великих заслуг перед троном получил новую фамилию – Фудзивара. Фудзивара-но Каматари (Fujiwara no Kamatari) стал первым в длинной веренице придворных аристократов.

Другим нововведением стало использование названия Нихон (Nihon, 日本), или временами Дай Ниппон (Dai Nippon, «Великая Япония»), в дипломатических документах и хрониках.

В 662 г. после правления своего дяди и матери Нака-но Оэ занял трон под именем императора Тэндзи, впервые приняв титул «тэнно» («небесный монарх», «император»). Этот новый титул был призван укрепить значимость клана Ямато и подчеркнуть божественное происхождение императорской семьи в надежде удержать её над политическими дрязгами, как, например, теми, что были инспирированы кланом Сога. При этом внутри самой императорской семьи борьба за трон продолжилась во время войны Дзинсин (Jinshin). Брат Тэндзи, ставший следующим императором Тэмму (Temmu), продолжил политику своего предшественника, укрепляя положение императора [3].

Система рицурё

Система рицурё была кодифицирована в несколько этапов. Первым кодексом стал кодекс Оми (Ōmi), названный по наименованию дворца императора Тэндзи. Кодекс Оми был обнародован в 668 г. Второй кодекс – кодекс Асука Киёмихара (Asuka Kiyomihara) – был представлен императрицей Дзито в 689 г. и получил своё название в честь дворца покойного императора Тэмму.

Дальнейшее расширение и укрепление система рицурё получила в 701 г. в кодексе Тайхо (Taihō), который с некоторыми изменениями просуществовал до 1868 г. [3]. Считается, что гражданский кодекс («рицу») был скопирован с китайской модели, а административный кодекс («рё») был видоизменён с учётом местных реалий. При этом ряд учёных утверждает, что он в определённой степени основывался на китайских источниках [7].

Кодекс Тайхо предусматривал в случае преступлений наказания по конфуцианской модели (лёгкие вместо суровых), а также систему административного управления по китайскому образцу, включавшую Дзингикан (Jingi-kan), Кабинет божественных дел (в других вариантах – Департамент почитания), ведавший синтоистскими и придворными ритуалами, и Дайдзёкан (Daijō-kan), Высший Государственный совет.

Несмотря на то, что экзаменационная система китайского образца при принятии на гражданскую службу не была перенята, для подготовки будущих бюрократов было создано Дайгаку-рё (Daigaku-Ryō, 大学寮), Управление образования, основывающееся на конфуцианской классике. Традиции на этот раз обошли систему и аристократическое происхождение по-прежнему являлось основным требованием для повышения в должности, а сами должности скорее передавались по наследству.

Среди создателей кодекса Тайхо был Фудзивара-но Фухито (Fujiwara no Fuhito), сын Накатоми-но Каматари (Nakatomi no Kamatari). Также согласно историческому труду «Сёку Нихонги» («Shoku Nihongi»), двумя из 19-ти членов редакционного комитета, занимавшегося кодексом Тайхо, были китайские священники Сёку-Сюгэн (Shoku-Shugen) и Сацу-Кокаку (Satsu-Koukaku) [8], [9]. Также они выступили в качестве лингвистов и получили две награды от императрицы Дзито.

Отношения с внешним миром

С 600 по 659 гг. Япония направила семь миссий ко двору династии Тан, но в последующие 32 года, когда в Японии разрабатывались своды законов, основанные на китайских текстах, ни одной миссии отправлено не было, хотя формально Япония оставалась вассалом Китая. При этом, хотя Япония свернула свои дипломатические отношения с Китаем, она отправила 11 своих представителей в Силлу, которая в свою очередь, как записано в «Нихонсёки», направила в Японию 17 посольств во времена правления императора Тэмму и императрицы Дзито.

Между правящими классами Ямато и Пэкче установились дружеские отношения, Япония поддерживала корейское королевство в его борьбе с Силлой и Когурё, в связи с чем направила в 660-663 гг. свои войска на помощь против вторжения Силлы и китайской Тан.

Также хорошим отношениям Японии и Трёх королевств Коре способствовало то, что в качестве альтернативы путешествию в Китай многие корейские священники были направлены в Японию [10]. В частности, священник Хеджа (Hyeja), пришедший из Когурё, стал наставником принца Сётоку [11].

Однако, войска, отправленные на помощь Пэкче, были разгромлены объединёнными китайскими войсками и войсками Силлы в битве при Хакусукиноэ. В результате Силла объединила под своим началом Корейский полуостров, а Японские острова таким образом оказались под угрозой вторжения. Также в Японию из побеждённого Пэкче прибыло множество беженцев, среди которых оказалось немало талантливых учёных, управляющих и людей искусства.

Вскоре, за контроль на Корейском полуострове начали соперничать Силла и китайская династия Тан. Силла была вынуждена обратиться за помощью к японцам и признать верховенство японских монархов. Однако, и на этот раз Японии не удалось восстановить влияние в Корее – столкновение Силлы и Тан закончилось в пользу последней.

Торайдзин

Натурализовавшихся китайских и корейских иммигрантов в древней Японии называли «торайдзин» («торай-дзин», «toraijin»). Согласно книге «Синсэн Сёдзироку», составленной в 815 г., в общей сложности 154 из 1182 семей знати в Кинае, что острове Хонсю, считаются людьми с корейской родословной. В частности, в реестре упоминаются 104 таких семьи из Пэкче, 41 – из Когурё, 6 – из Силлы, и 3 – из конфедерации Кая [12]. При этом эти иммигранты в системе сословных обозначений («кабанэ», «kabane»), классифицирующей членов различных придворных кланов, находились в нижнем классе. Например, их рангами были атаи (atai), мияцуко (miyatsuko) или фубито (fubito), тогда как члены правящих кланов, таких как Сога, Мононобэ или Накатоми, были обозначены как оми (omi) или мурадзи (muraji).

Искусство и архитектура периода Асука

Культура Асука

Некоторые из сооружений, построенные в период Асука, дошли до наших дней: деревянные постройки в Хорю-дзи (Хорюдзи), считающегося самым старым храмом в Японии и самой древней деревянной постройкой в мире, в частности, отражают определённое влияние Китая и стран Западной Азии. Например, центральная колонна Хорю-дзи своей выпуклостью («энтазис») напоминает колонны древнегреческого Парфенона, а пятиэтажная пагода является своего рода трансформацией индийской ступы (один из видов курганов, насыпаемых над могилами царей и вождей).

Также росписи, имеющиеся в кофунах Такамацудзука и Китора, которые были сооружены в V в., отражают сильное влияние династии Тан и Когурё [13], [14]. Японская буддистская скульптура того времени, как считается, придерживается стиля эпохи Шести династий Китая. Стиль скульптур того времени называют также «стиль Тори» по имени известного скульптора Курацукури Тори (Kuratsukuri Tori), внука китайского иммигранта Сибы Татто (Shiba Tatto) [15]. Некоторыми из особенностей этого стиля являются чётко обозначенные миндалевидные глаза и симметрично расположенные складки одежды, но наиболее яркой и отличительной особенностью является выражение улыбки скульптур – такую улыбку обычно называют архаической: она несколько плоская и ненатурально выглядит, что связано с несовершенством техники обработки камня.

Наиболее известной буддистской скульптурой этого периода является статуя Кудара Каннон (Kudara Kanon), Каннон-босацу.

Культура Хакухо

Второй этап распространения буддийского искусства, следующий за периодом Асука, это период, известный как «культура Хакухо» (白鳳文化). Обычно его ограничивают временем после реформ Тайка (646 г.) до переноса столицы в Нару (710 г.).

Во второй половине VIII в. Было сочинено великое множество песен и стихов, сложенных самыми разными людьми – от воинов до императоров. Самый ранний сборник этих стихотворений называется «Манъёсю» («Man`yōshū») и включает в себя работы нескольких замечательных поэтов, как принцесса Нуката (Nukata) и Какиномото-но Хитомаро (Kakinomoto no Hitomaro).

Появилась также новая форма поэзии – «вака» («waka»), т.е. «японские песни». Такое название должно было помочь отличить эти произведения от импортируемых из Китая. В рамках поэзии вака одной из наиболее популярных форм становится «танка» («tanka»). Стихи этой формы включают в общей сложности 31 слог и делятся на пять строк по следующей структуре: 5-7-5-7-7 [16].

Основные события периода Асука

538 г. — корейское королевство Пэкче присылает посольство с предложением о принятии буддизма;
593 г. — принц Сётоку становится регентом при императрице Суйко и продвигает буддизм вместе с кланом Сога;
600 г. — Ямато направляет первую с 478 г. официальную миссию в Китай;
604 г. — принц Сётоку принимает Основной закон из семнадцати статей, созданный по китайскому образцу;
607 г. — принц Сётоку строит в Икаруге (Ikaruga) буддийский храм Хорю-дзи (Hōryūji; Хорюдзи);
645 г. — Сога-но Ирука (Soga no Iruka) и его отец Эмиси (Emishi) убиты в инциденте Исси. Император Котоку (Kōtoku) занимает трон и укрепляет власть над кланами (см. переворот Тайка), превращая их государства в провинции;
663 г. — японские войска потерпели поражение от союзных сил династии Тан и Силлы в битве при Хакусукиноэ;
670 г. — составление общеяпонского реестра населения – «Кого-Нэндзяку» («Kōgo-Nenjaku»);
672 г. — принц Оама (Ōama), впоследствии император Тэмму (Temmu), узурпировал трон, выиграв гражданскую войну (Дзинсин-но Ран; Jinshin no Ran) против императора Кобуна (Kōbun);
689 г. — обнародован законодательный кодекс Асука Киёмихара (Asuka Kiyomihara);
701 г. — обнародован кодекс Тайхо (Taihō);
708 г. — Начало чеканки японской монеты (вадо кайтин (wado kaichin, 和同開珎) или вадо кайхо (wado kaiho));
710 г. — перенос столицы в Хэйдзё-кё (современный город Нара).

Список используемых источников:
1. Fred S. Kleiner, Christin J. Mamiya. «Gardner`s art through the ages». Belmont, CA: Thomson/Wadsworth, 2005. стр. 222. ISBN 0-534-64095-8.
2. Chris Rowthorne. «Lonely Planet Japan». Hawthorn: Lonely Planet Publications, 2003. стр. 34. ISBN 1740591623.
3. Robert L. Worden «Kofun and Asuka Periods, ca. A.D. 250-710», 1994.
4. Robert L. Worden «Kamakura and Muromachi Periods, 1185-1573, Economic and Cultural Developments», 1994.
5. «The Cambridge history of Japan». Cambridge, UK: Cambridge University Press. стр. 182–183. ISBN 0-521-22352-0.
6. 隋唐使の赴倭とその儀礼問題 台湾大学歴史学系 高明士.
7. William Wayne Farris «Sacred Texts and Buried Treasures: Issues on the Historical Archaeology of Ancient Japan», University of Hawaii Press, 1998.
8. 續日本紀 卷第一 文武紀一.
9. 『続日本紀』国史大系版.
10. George Sansom «A History of Japan to 1334». Stanford, California: Stanford University Press. 47-49. 11. Encyclopedia of World Biography on Shotoku Taishi.
12. W. G. Beasley «The Japanese Experience: A Short History of Japan». University of California Press. ISBN 0-520-22560-0.
13. «Sacred Texts and Buried Treasures: Issues on the Historical Archaeology of Ancient Japan». стр. 95.
14. «Complex of Koguryo Tombs». UNESCO World Heritage Centre.
15. «Tori style». Britannica Concise. Encyclopædia Britannica.
16. Taku Kurashige; Rie Yamada. «Asuka Period», 2003.

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)