Нара дзидай: натурализация буддизма в Японии

Период Нара (Нара дзидай, Nara-jidai, 奈良時代) – период в японской истории от 710 г. до 794 г. [1].

В этот период императрица Гэммэй перенесла столицу в Хэйдзё-кё (Heijō-kyō; современный город Нара). Хэйдзё пробыл японской столицей, за исключением короткого пятилетнего периода (740-745 гг.), вплоть до того момента, когда император Камму в 784 г. создал новую столицу в Нагаока-кё (Nagaoka-kyō), а десять лет спустя в 794 г. перенёс её в Хэйан-кё (Heian-kyō), который спустя года получил название Киото.

Согласно древним японским записям «Нихон сёки», название «Нара» происходит от японского глагола «нарасу» («narasu») – «выравнивать» [2]. Современные теории указывают на то, что это слово родственно корейскому «страна», «королевство» («nara») [3].

Большая часть японского общества того времени была сельскохозяйственной и концентрировалась вокруг деревни. Большинство жителей исповедовали коренную религию (синто), основанную на культе предков и духов природы (ками).

Как столица Хэйдзё (Нара) был создан по образу и подобию Чанъаня (Chang`an), столицы китайской империи Тан. Сейчас этот город в КНР называется Сиань (Xi`an).

Также в этот период японская знать следовала за китайской путём принятия китайской письменности, моды и буддизма.

Экономические, социальные и административные изменения

До создания кодекса Тайхо после смерти императора столицу страны обычно переносили на новое «чистое» место, а затем реформы и бюрократизация государства привели к созданию в 710 г. постоянной императорской столицы в Хэйдзё-кё (современная Нара). Однако, вскоре по причинам, описанным ниже, столица была перенесена в Куни-кё (Kuni-kyō; современный город Камо (,恭仁京); 740-744 гг.), затем в Нанива-кё (Naniwa-kyō; современная Осака; 744-745 гг.), в Сигаракиномия (Shigarakinomiya, 紫香楽宮; современный город Сигараки (Shigaraki); 745 г.), после чего наконец была возвращена обратно в Хэйдзё в том же 745 году.

Хэйдзё (Нара) стал первым в Японии настоящим городом-центром, население которого составляло 200 тыс. человек (около 4% от населения страны), причём на правительственной службе были заняты 10 тыс. человек.

С провинциальными городами столицу связывали дороги, что позволило более эффективно и регулярно собирать налоги. Монеты чеканились, но они больше выступали в качестве символов, нежели имели утилитарное значение.

Однако, за пределами Хэйдзё хозяйственная активность оставалась на более низком, примитивном уровне.

К VIII в. появился один из наиболее важных экономических институтов средневековой Японии – поместья («сёэн», «shōen», 荘園), которые начали расти в связи с поиском новой, более рациональной формы землевладения. Местные администрации постепенно становились всё более и более самодостаточными, тогда как распад старой системы распределения земельных участков и рост налогов привели к утрате или оставлению своих земель многими людьми, которых стали называть «фурося» («furōsha», 浮浪者; букв. «люди-волны», т.е. по сути бездомные). Некоторые из этих бывших «государственных людей» были наняты на службу частными крупными землевладельцами, а «государственные земли» всё больше и больше переходили к сёэн.

На протяжении всего периода Нара при императорском дворе продолжались противостояния: члены императорской семьи, придворные кланы, например, Фудзивара, а также буддистские священники – все они боролись за влияние. В начале этого периода принц Нагая (Nagaya) захватил власть при дворе после смерти Фудзивара-но Фухито (Fujiwara no Fuhito). Впоследствии сыновья Фухито – Мутимаро (Muchimaro), Умакай (Umakai), Фусасаки (Fusasaki) и Маро (Maro) – возвели на трон императора Сёму (Shōmu). В 729 г. они арестовали принца Нагая и восстановили контроль над властью.

Затем в 735 г. с Кюсю пришла эпидемия оспы, а два года спустя всех четверых братьев Фудзивара убили, что привело к временному снижению влияния клана. Без сомнения, император был потрясён этой катастрофой, в результате чего трижды за пять переносил столицу, начиная с 740 г., пока вновь не вернулся в Нару.

В конце периода Нара финансовое бремя государства начало увеличиваться, что привело к сокращению двором несущественных чиновничьих должностей. В 792 г. всеобщая воинская повинность была отменена, а правителям на местах было разрешено создавать частные силовые объединения для поддержания порядка. В этот период, несмотря на реформы, децентрализация превратилась в тенденцию.

В конце концов столица страны была перенесена в 784 г. в Нагаока-кё, а в 794 г. – в Хэйан-кё (букв. «Столица мира и спокойствия»), что примерно в 6 км к северу от Нары. В конце XI в. город стали называть «Киото» («Столичный город») – это название он сохранил и до нашего времени.

Культура и религия

В период Нара были выпущены официальные исторические хроники «Кодзики» («Kojiki») и «Нихон сёки» («Nihon Shoki»), которые носили политический характер и должны были обосновать и упрочить принцип верховенства императоров в Японии. Также были изданы сборники японской поэзии – «Манъёсю» («Собрание мириад листьев»), которое было выпущено в 759 г., и «Кайфусо» («Kaifūsō», 懐風藻; «Нежные поэтические воспоминания»), которые вышли в 471 г.

До изобретения каны для нужд письменности японцы использовали подходящие по звучанию китайские иероглифы. Такая форма письма получила название «манъёгана» («man`yōgana») – «азбука Манъёсю».

Ещё одним важным культурным элементом периода Нара стал буддизм, который был принесён в Японию из Пэкче в VI в., но до горячего одобрения и продвижения императором Сёму так и не был натурализован. Сёму и его супруга, урождённая Фудзивара, были верующими буддистами и активно способствовали распространению буддизма, сделав его «защитником государства» и одновременно путём укрепления японских институтов.

Во время правления императора Сёму был построен храм Тодай-дзи (Tōdai-ji; «Великий Восточный Храм»), в котором находится статуя Будды Дайнити (Buddha Dainichi), Великого Будды (Дайбуцу), которая выполнена из золота и бронзы и достигает в высоту 16 м.

Император Сёму объявил себя «Слугой трёх сокровищ – Будды, закона и буддистской общины», а в целях распространения новой веры по всей стране была создана сеть монастырей и храмов «кокубундзи» («kokubunji», 国分寺), центральным из которых стал храм Тодай-дзи в провинции Ямато (современная префектура Нара). Поскольку императоры обратились в буддизм, это фактически означало признание верховенства буддистской церкви над главой страны и в результате буддийские священнослужители заняли при дворе много значимых должностей.

Один из таких буддистов, монах Докё (Dōkyō), стал фаворитом императрицы Кокэн (Kōken; правила в 749-758 гг.). По совету своего двоюродного брата Фудзивара-но Накамаро (Fujiwara no Nakamaro) в 758 г. Кокэн отреклась от престола, после чего Накамаро фактически управлял страной при Дзюннине, сменившем Кокэн на троне. Затем, как говорится в «Сёку нихонги», «между императрицей Кокэн и императором Дзюннином обнаружились разногласия, после чего Кокэн удалилась в храм Хокодзи». Через какое-то время бывшая императрица объявила, что решила принять монашество и заниматься только самыми важными делами государства, более «мелкие» оставив Дзюннину. Политические дрязги закончились в 764 г. поражением сил Накамаро и возвращением на трон императрицы-монахини. Дзюннина после поражения сослали в Авадзи, где он вскоре скончался при таинственных обстоятельствах, а Накамаро казнили.

Кокэн правила в 764-770 гг. под именем императрицы Сётоку (Shōtoku). В правление императрицы Сётоку в 770 г. был напечатан один миллион «Хякуманто дхарани» («Hyakumanto dharani») – оберегающих заклинаний, которые были вложены в деревянные модели пагод. Пагоды были вырезаны спустя восемь лет после мятежа Накано с целью ритуального избавления от скверны.

При императрице-монахине Докё занял высший государственный пост – «министра-монаха» («дайдзё-дзэндзи»). По некоторым данным Кокэн даже хотела сделать Докё императором, но скончалась до того, как успела осуществить задуманное. Её действия потрясли общество Нары и в первую очередь приближенных к императору придворных, что в итоге привело к отмене права женщин императорской семьи занимать трон. Также с государственных должностей были удалены все буддийские служители.

На территории храма Тодай-дзи в хранилище Сёсоин («Shosoin») хранится множество художественных работ японских мастеров, а также сокровища других стран, собранные здесь при императоре Сёму и императрице Сётоку. Наличие предметов из Китая, Кореи, Индии и других стран свидетельствует об участии Японии в торговле по знаменитому Шёлковому пути. Кроме того, в Сёсоин хранятся свыше 10 тыс. различных документов, записанных на оборотной стороне сутр или на упаковке импортных товаров, которые вносят большой вклад в исследование политической и социальной систем периода Нара, а также указывают на развитие японской системы письменности, например, катаканы.

Международные отношения

Двор периода Нара агрессивно импортировал достижения китайской культуры, искусства, управления государством и прочих сфер деятельности, отправляя каждые двадцать лет ко двору Тан посольства, известные как «кэнтоси» («kentōshi»). Многие из японских посланников, как духовные лица, так и миряне, обучались в китайских городах Чанъань и Лоян (Luoyang).

Один из участников посольства Абэ-но Накамаро (Abe no Nakamaro) сдал экзамены и смог занять государственный пост в Китае: он стал главой завоёванного Аннама (Annam), или Китайского Вьетнама, с 761 г. по 767 г. Также многие из стажёров возвращались на родину, где занимали высокие государственные посты, например, одним из таких людей был Киби-но Макиби (Kibi no Makibi).

В период Нара Китай никогда не направлял официальных посланников в Японию, а японские цари – или императоры, как они себя называли, – никогда не искали инвеституры от китайских монархов. Местное правительство долины Нижней Янцзы направило в Японию миссию, чтобы вернуть японского посланника, который вступил в Китай через Пархэ.

Первоначально отношения Японии с корейским королевством Силла были мирными и характеризовались обычными дипломатическими обменами. Но рост Пархэ (другое название – Бохай) на севере Силлы дестабилизировал отношения между Силлой и Японией.

В 728 г. Пархэ направило своё первое посольство в Нару, которая приветствовала его в качестве преемника Когурё (Goguryeo), с которым Япония находилась в союзных отношениях до появления Объединённой Силлы.

Основные события периода Нара

710 г. – столица переносится в Хэйдзё-кё (Нару);
712 г. – издаются хроники «Кодзики»;
720 г. – издаются «Нихонсёки»;
743 г. – император Сёму приказывает построить Дайбуцу (Великого Будду), который впоследствии был размещён в храме Тодай-дзи;
752 г. – статуя Дайбуцу в Тодай-дзи была завершена;
759 г. – выход в свет поэтической антологии «Манъёсю»;
784 г. – император переносит столицу в Нагаоку;
788 г. – буддийский монах Сатё основывает монастырь на горе Хиэй, на которой впоследствии появляется огромный ансамбль храмов.

Список используемых источников:
1. Ronald E. Dolan and Robert L. Worden «Nara and Heian Periods, A.D. 710-1185», 1994. Japan: a country study. Library of Congress, Federal Research Division.
2. Sakamoto Tarō, Ienaga Saburō, Inoue Mitsusada, Ōno Susumu. «Nihon Koten Bungaku Taikei: Nihon Shoki» (vol. 1), 1965. Iwanami Shoten. 10-ISBN 4-000-60067-2.
3. Toshiaki Ōno «Nihongo to Kankokugo», 2002. Bungei Shunjū. 10-ISBN 4-16-660233-0.

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)