Хэйан дзидай

Период Хэйан (Хэйан дзидай, Heian-jidai, 平安時代) – последний период древней японской истории, который длился с 794 по 1185 гг. Именно в этот период истории в Японии наиболее сильны были конфуцианство и другие китайские влияния. Хэйан дзидай также считается периодом, в котором власть императоров достигла своего пикового значения. Кроме того, этот период примечателен появлением выдающихся поэтических и литературных произведений.

«Хэйан» (平安) в переводе с японского языка означает «Мир и спокойствие».

События периода Хэйан

Период Хэйан начинается с того времени, когда в 794 г. 50-й император Японии, император Камму (Kammu), перенёс столицу государства в Хэйан-кё (современный Киото). Также в этот период начинается усиление класса самураев, которые в конечном счёте захватили власть над Японией.

Номинально верховная власть принадлежала императору, но фактически она находилась в руках аристократов Фудзивара. Однако, для того, чтобы защищать свои интересы в провинциях Фудзивара требовались охранники, смотрители порядка и солдаты, так что в эпоху Хэйан класс воинов постоянно увеличивался.

В начале 939 г. Тайра-но Масакадо (Taira no Masakado), возглавив восстание в провинции Хитати (Hitachi), выступил против центрального правительств и почти одновременно на западе восстал Фудзивара-но Сумитомо (Fujiwara no Sumitomo). Но тем не менее до военного переворота было ещё далеко: он произойдёт в то время, когда большая часть силы правительства будет находиться в частных армиях сёгуната.

Примечательным является тот факт, что во время смуты Хогэн (Hōgen) самурайские дома впервые были допущены к открытой борьбе за власть. Тайра-но Киёмори (Taira no Kiyomori) возродил практику рода Фудзивара, посадив своего внука на трон и управляя страной, но в войну Гэмпэй (1180-1185) клан Тайра потерпел поражение, уступив Минамото. В 1185 г. Минамото-но Ёритомо (Minamoto no Yoritomo) захватил власть и создал «бакуфу» («bakufu»; «полевая ставка») – сёгунат Камакура в одноименном городе. Название сёгуната дало имя следующему периоду в истории Японии.

Регентство Фудзивара

Когда император Камму перенёс столицу в Хэйан-кё (Киото), который оставался императорской столицей в последующие 1000 лет, он сделал это не только для укрепления императорской власти, но и для улучшения геополитического положения правительства: Киото имел хороший речной доступ к морю, а из восточных провинций до города можно было добраться по наземным маршрутам.

В начале периода Хэйан (784-967 гг.) продолжалось следование культуре периода Нара: Хэйан-кё также, как и Нара, но в чуть более крупных размерах, был спланирован по образцу Чанъаня, столицы танского Китая. Избегание императором Камму резких реформ снизило интенсивность политической борьбы и он был признан в качестве одного из наиболее влиятельных японских правителей.

Хотя в 792 г. Камму была отменена всеобщая воинская повинность, он по-прежнему вёл крупные военные действия с целью подчинения «эмиси» («emishi»), возможных потомков людей периода Дзёмон, живших на севере и востоке страны. В 797 г. император Камму назначает нового командующего – «сэйи тайсёгун» («seii taishogun»), который к 801 г. завоёвывает эмиси и расширяет границы императорских владений до восточной оконечности Хонсю. Однако, контроль императора над провинциями был, в лучшем случае, слабым: в IX-X вв. большая часть власти перешла к кланам, игнорировавшим нововведения правительства в Киото.

После смерти императора Камму в 806 г. за престол начали бороться его сыновья и в попытке изменить существующую административную структуру в пользу императора были созданы два новых подразделения. Благодаря новой личной императорской канцелярии, император мог издавать указы более свободно, чем раньше. Также новая столичная полиция сменила по большей части церемониальные подразделения императорской гвардии. Эти два органа временно укрепили позиции императора, но ненадолго: влияние Китая на Японию завершилось с последней санкционированной императором миссией в танский Китай в 838 г. Империя Тан находилась в состоянии упадка, китайских буддистов жестоко преследовали, а уважение японцев к китайским институтам упало. Таким образом, Япония повернулась внутрь себя.

Как клан Сога контролировал престол в VI в., так клан Фудзивара выступал в качестве фактического правителя в Японии IX в.: один из членов этой семьи был главой личной канцелярии императора, другой стал регентом и ещё один – кампаку. К концу IX в. некоторые императоры пытались сопротивляться власти Фудзивара, но безуспешно. Однако, во время правления императора Дайго (Daigo; 897-930 гг.) регентство Фудзивара было прервано, т.к. Дайго управлял страной самостоятельно. Однако, Дайго не понизил Фудзивара, но напротив – клан во время его правления стал только сильнее.

Центральная власть в Японии продолжала слабеть и Фудзивара, как и другие влиятельные семьи и религиозные объединения, сумели приобрести ещё больше поместий («сёэн»), ещё больше повысив тем самым своё положение к началу X в.

К началу периода Хэйан сёэн получили юридический статус, а крупные религиозные учреждения получили легальный статус, освобождение от уплаты налогов, а их сёэн получили неприкосновенность от правительственных инспекций. Те люди, которые работали на земле, сочли выгодным передать права собственности владельцам поместья в обмен на долю урожая. Люди и земли всё больше и больше выходили из-под правительственного контроля и налогообложения, фактически вернувшись к тем условиям, что существовали до реформ Тайка.

Спустя десять лет после смерти Дайго Фудзивара обладали абсолютным контролем над двором. К 1000-му году Фудзивара-но Митинага (Fujiwara no Michinaga) мог по своему желанию возводить на престол и смещать императоров, а почти все государственные дела находились под управлением клана Фудзивара. По меткому замечанию историка Джорджа Б. Сенсома (George B. Sansom), Фудзивара стали «наследственными диктаторами».

Но, несмотря на узурпацию императорской власти Фудзивара, при их правлении наблюдался расцвет искусства и культуры при императорском дворе и среди аристократии, к поэзии и изящной литературе наблюдался огромный интерес.

Японское письмо уже давно базировалось на кандзи, но теперь к ним добавилась ещё и кана: катакана (katakana), использующая части китайских идеограмм, и хирагана (hiragana) – слоговая азбука с уникальным, японским методом письма.

Благодаря хирагане в Японии начала появляться и распространяться отечественная литература, значительная часть которой была написана женщинами, не знавшими китайского письма в отличие от мужчин того же периода. В императорском дворе стали известны «Дневник эфемерной жизни» («Кагэро никки», «Kagerō Nikki») авторства «матери Фудзивара-но Митицуна (Fujiwara Michitsuna)», «Записки у изголовья» («Макура-но соси», «Makura no sōshi») Сэй-сёнагон (Sei Shōnagon) и «Повесть о Гэндзи» («Гэндзи моногатари», «Genji Monogatari») Мурасаки-сикибу (Murasaki Shikibu). Также при Фудзивара процветали местные формы искусства, например, ямато-э – изображения придворной жизни, истории о храмах и святынях.

Параллельно с развитием культуры наблюдалась децентрализация в управлении землями. Если на первом этапе развития поместий в начале периода Хэйан открывались новые земли, а право пользования предоставлялось аристократам и религиозным учреждениям, то на втором этапе начался рост родовых домов подобно старой клановой системе (на самом же деле старая клановая система на территории большей части страны так и оставалась нетронутой).

В связи с социальными, экономическими и политическими изменениями потребовались новые институты. Кодекс Тайхо себя изжил, а его институты были низведены до уровня церемониалов. Семейные управления теперь стали государственными учреждениями. Как наиболее мощный клан, семья Фудзивара контролировала Японию и занималась главными государственными вопросами, например, престолонаследием: семейные и государственные дела полностью перемешались, причём подобное явление наблюдалось как среди других кланов, монастырей, так и в императорской семье. Управление землями стало основным занятием аристократии и не столько потому, что прямой контроль со стороны императорской семьи или центральных органов государственного управления ослаб, сколько потому что отсутствовало понимание Японии как единой нации, но при этом наблюдалась сильная родственно-семейная солидарность.

Возвышение военного класса

Ранее, когда существовала единая воинская повинность, военными делами управляло центральное правительство. Однако, с разрушением этой системы после 792 г. местные правители снова стали первичным источником военной силы. У владельцев сёэн был доступ к рабочей силе и, поскольку они получили улучшенную военную технику (например, более сильные лук, броню, лошадей, мечи более высокого качества, а также новые методы обучения) и столкнулись с ухудшением местных условий в IX в., военная служба стала частью поместной жизни. И не только сёэн, также гражданские и религиозные учреждения формировали свои частные охранные подразделения для защиты. В результате высший класс провинций постепенно был преобразован в новую военную элиту, основывающуюся на идеалах буси (воинов) и самураев (в буквальном смысле, тех, кто служит).

Интересы буси были разнообразными: от сокращения старых структур власти до формирования новых. Крупные региональные военные кланы группировались вокруг членов придворной аристократии, которые стали видными деятелями в провинциях. Эти военные кланы завоёвывали престиж посредством связей с двором и доступа к людским ресурсам. Одними из наиболее известных семей, поддержанных новым военным классом, являются кланы Тайра, Минамото Фудзивара.

Спад в производстве продукции, рост численности населения и борьба за ресурсы между аристократическими семьями привели к постепенному снижению власти Фудзивара и военным беспорядкам в середине X – XI вв. Члены семей Фудзивара, Тайра и Минамото, каждая из которых утверждала, что ведёт свой род от императорской семьи, боролись друг с другом за контроль над страной, разрушив в итоге мирное существование Страны восходящего солнца.

Семья Фудзивара контролировала трон до правления императора Го-Сандзё (Go-Sanjo; 1068-1073 гг.), первого императора, начиная с IX в., рождённого не от матери из рода Фудзивара. Го-Сандзё был полон решимости восстановить личную власть императоров над страной и осуществил ряд реформ, направленных на уменьшение влияния Фудзивара. Он также создал службу для составления и утверждения записей о поместьях с целью восстановления централизованного контроля. Многие поместья (сёэн) не были оформлены должным образом и крупные землевладельцы, в частности, Фудзивара, считали это угрозой для своих земель. Также при Го-Сандзё началось правление «императоров-монахов»: Го-Сандзё удалился в монастырь, отрекшись от престола в пользу своего малолетнего наследника, но продолжил управлять государственными делами. Новая система правления получила название «инсэй» («insei»).

Правление инсэй заполнило вакуум, оставшийся после падения силы Фудзивара. Многих Фудзивара сменили на их постах члены возвысившейся семьи Минамото (Minamoto), а пока Фудзивара грызлись между собой и формировали северную и южную фракции, императорская семья смогла наконец получить влияние на трон. «Императоры-монахи» правили страной в период с 1086 г. по 1156 г., также наблюдался рост военного класса, который впоследствии начал доминировать.

Борьба за власть в середине XII в. дала Фудзивара возможность вернуть себе прежнее могущество. Фудзивара-но Ёринага (Fujiwara no Yorinaga) примкнул к отрекшемуся императору в сражении в 1156 г. против прямого наследника, которого поддерживали Тайра и Минамото (восстание Хогэн). В конце концов, Фудзивара были уничтожены, а система «келейного» правления вытеснена буси, взявшими под свой контроль императорский двор. В 1159 г. Тайра и Минамото столкнулись между собой (восстание Хэйдзи) и началась 20-летняя эра правления дома Тайра, который, однако, соблазнился придворной жизнью и игнорировал проблемы в провинциях. В результате, Минамото-но Ёритомо (Minamoto no Yoritomo) во время войны Гэмпэй уничтожил Тайра, а на трон взошёл малолетний император Антоку (Antoku).

Культура эпохи Хэйан

Дальнейшее распространение буддизма

В эпоху Хэйан буддизм начал распространяться по всей стране, главным образом за счёт двух его основных сект – Тэндай (Tendai) и Сингон (Shingon). Школа Тэндай возникла в Китае и базируется на Лотосовой сутре, одной из самых важных сутр в махаяне. Сингон является местной японской сектой, основанной монахом Кукаем (Kūkai). Кукай произвёл сильное впечатление на императоров, наследовавших императору Камму, а также многие поколения японцев не только своей святостью, но и поэзией, каллиграфией, живописью и скульптурой.

Сам император Камму был известным покровителем секты Тэндай: между монастырским комплексом на горе Хиэй и императорским двором в столице у подножия горы возникли тесные взаимосвязи, в результате которых Тэндай подчёркивала большое уважение к императору и нации.

Литература эпохи Хэйан

Хотя письменный китайский оставался в эпоху Хэйан официальным придворным языком, в японской литературе, как уже отмечалось выше, наблюдался настоящий бум каны. Несмотря на создание новых литературных жанров, таких как роман, моногатари (物語) и эссе, грамотными были только представители императорского двора и буддийские священнослужители.

Кстати, лирика современного японского государственного гимна «Кими-га ё» была написана именно в эпоху Хэйан, как и «Повесть о Гэндзи» Мурасаки-сикибу, рассматриваемая в широких кругах как первый из написанных в Японии романов. В 990-х гг. Сэй-сёнагон были написаны «Записки у изголовья», а также в эпоху Хэйан была написана широко известная песня «Ироха» («Iroha», いろは).

Экономика

В то время как с одной стороны Хэйан был необычно длинным периодом мира, можно также утверждать, что этот период ослабил Японию экономически и разорил всех, кроме крошечной горстки жителей. Одной из причин того, что самураям удалось захватить власть, стала некомпетентность аристократии в управлении Японией и её регионами. К 1000-му году деньги постепенно исчезали из обращения и это отсутствие твёрдой среды для экономического обмена косвенно показано в романах того времени. Например, курьеров вознаграждали полезными предметами, такими как старые кимоно, а не выплачивали вознаграждение. Правители Фудзивара также не поддерживали в адекватном состоянии полицейские силы, в результате чего грабители свободно нападали на путешественников. Этот момент также можно проследить в действиях главных героев романов того периода.

Основные события эпохи Хэйан

784 г. – император Камму переносит столицу в Нагаока-кё.
794 г. – император Камму переносит столицу в Хэйан-кё.
804 г. – буддистский монах Сайтё (Дэнгё-дайси) открывает школу Тэндай.
806 г. – монах Кукай (Кобо-дайси) открывает школу Сингон.
819 г. – Кукай основывает монастырь на горе Коя, что в северо-восточной части современной префектуры Вакаяма.
858 г. – начало правления при дворе клана Фудзивара.
895 г. – Сугавара Митидзанэ (Sugawara Michizane) прекращает императорские посольства в Китай.
990 г. – выход в свет эссе Сэй-сёнагон «Записки у изголовья».
1050 г. – возвышение военного класса (самураев).
1053 г. – открыт монастырь Бёдо-ин (Бёдоин, Byodo-in) возле Киото.
1068 г. – император Го-Сандзё низвергает клан Фудзивара.
1087 г. – император Го-Сиракава отрекается от престола и становится буддистским монахом, одним из первых «келейных правителей».
1156 г. – Тайра-но Киёмори побеждает клан Минамото и захватывает власть, положив тем самым конец правлению «императоров-монахов».
1185 г. – падение дома Тайра (война Гэмпэй). Минамото-но Ёритомо из клана Ходзё становится первым сёгуном Японии, тогда как император (микадо) превращается в номинального главу государства.
1191 г. – монах Эйсай из Камакуры приносит в Японию форму буддизма, получившую впоследствии название Риндзай-сю. Эта форма становится популярной среди самураев, ведущего класса в японском обществе того времени.

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)