Киссёмару Уэсиба. Уникальность айкидо

Айкидо –  это  по  существу  современное  выражение Японских боевых искусств (будо).  Его  ортодоксальность  в  том,  что  оно основано  на духовных и боевых традициях древней Японии,  впервые упоминаемых в исторических трудах и художественной  литературе  8 века  -  произведениях  Kojiki  (летопись  событий  древности)  и Nihongi (хроника Японии) Это не значит,  что айкидо слепо следует традициям древних боевых искусств,  просто сохраняя и поддерживая их исходную форму в современных условиях.

Древние боевые  искусства  имеют  историческую  и культурную основу,  берущую  начало  в  сражениях   гражданской   войны,   и формализованную   как   будо,  Путь  боевых  искусств,  в  период правления  династии  Токугава  (1603-1868).   Они   должны   быть правильно   поняты   и   приняты.  В  своей  исходной  форме  они неприемлемы для современных людей и им нет  места  в  современную эпоху,  которая  для  Японии  началась  с восстановления династии Мейдзи в 1868 г.

Основатель айкидо,   Учитель   Уесиба  Морихей,  родился  14 декабря 1883 г.  Живя в  бурное  время  модернизации  Японии,  он посвятил  себя  созданию  боевого искусства,  которое отвечало бы потребностям  обычных  людей,  но  не   было   бы   анахронизмом. Основоположения   Учителя   Уесибы  были  основаны  на  следующих принципах:  огромная любовь  к  традиционным  боевым  искусствам, забота  о том,  чтобы они не были неправильно поняты,  и глубокое желание дать новую жизнь духовному качеству будо.  Он шел к  этой цели  долгим путем,  основанным на постоянной тренировке в боевых искусствах с целью пронести истины будо через события современной истории Японии.

Учитель Уесиба, безусловно, считал, что истинный дух будо не может быть  связан  с  атмосферой  конкуренции  и  борьбы,  когда доминирует грубая сила  и  первостепенная  цель  -  победа  любой ценой.  Он считал,  что этот дух должен быть постигнут в процессе совершенствования человека,  как телесного,  так и духовного,  за счет   накопления  опыта  и  тренировки  на  основе  духа  боевых искусств.  Для него только такое истинное проявление  будо  имело право на существование в современном мире, находясь вне отдельной культуры или эпохи.  Его цель,  глубоко религиозная по  сущности, сводится   к   одному   положению:   соединение   фундаментальной созидательной силы ki,  пронизывающей вселенную, и индивидуальной ki,  неотделимой  от энергии дыхания каждого отдельного человека. При постоянной тренировке тела и разума  достигается  сотостояние гармонии индивидуальной и универсальной ki, которое проявляется в динамичном движении потока энергии  ki,  свободного  и  текучего, неразрушимого и неуязвимого. Это сущность боевых искусств Японии, включенная в айкидо.

Гениальным Учителем   Уесиба,  который  формулировал  первый принцип будо как постоянную тренировку тела и разума,  являющуюся основой духовного развития человека,  этот принцип был воплощен в соответствующее боевое искусство,  айкидо. Сейчас айкидо – боевой дисциплиной,  наиболее  подходящей для нашего века,  - занимается бессчетное  количество  людей  -  представители  всех  уровней  и классов общества.

Определение айкидо как современного будо вовсе не  означает, что оно приобрело черты,  характерные для других «осовремененных» форм будо, таких как дзюдо, карате и кендо. В то время как айкидо развивает  духовные  аспекты боевых искусств на основе тренировки тела и разума,  другие направления  основаны  на  соревновании  и турнирах,  что  подчеркивает их силовую природу,  обеспечивая тем самым для них место в мире спорта.

Айкидо, напротив,  отказывается стать соревновательным видом спорта и отвергает все формы  соревнований  и  турниров,  включая деление  на  весовые  категории,  классификацию  по числу побед и награждение победителей.  Такие  вещи  рассматриваются  лишь  как поощрение   эгоизма,  развитие  самоуверенности  и  неуважения  к другим. Великая сила толкает людей на занятия спортивными боевыми единоборствами  -  каждый  хочет быть победителем,  но нет ничего более страшного для будо,  безусловная цель  которого  состоит  в освобождении   от   личного,   постижении  безличного  и  истинно человеческого.

Сказанное не   должно рассматриваться  как  критика  других боевых искусств,  становящихся современными видами спорта.  Такое направление было исторически  наиболее  перспективно  для  их сохранения,  особенно в Японии после II Мировой войны,  когда  все боевые    искусства    развивались    под   руководством   бывших оккупационных сил.  Даже в качестве спорта эти  боевые  искусства привлекали  множество  людей,  как  в качестве участников,  так и болельщиков. Это положительный момент, поскольку нельзя отрицать, что молодежь в боевых искусствах особенно привлекают соревнования и турниры,  выявляющие лучшего бойца.  Несмотря на эту  тенденцию развития,  айкидо  отказывается  присоединиться  к  такой системе классификации  и  остается  верным  исходному   положению   будо: тренировке и развитию духа.

В мире айкидо иногда раздаются отдельные голоса, призывающие к введению турниров и аргументирующие это необходимостью привлечь большее  число  занимающихся,  чтобы  сохраниться  в  современное время.   Фактически,   некоторые   занимающиеся   айкидо  создали самостоятельные   школы,    пропагандирующие    »соревновательное айкидо».  Это  серьезное  дело,  поскольку  превращение  айкидо в другую  форму  современного  спорта  могло  бы  привести  к   его включению  в  национальные  спортивные  программы  и  в  будущем, возможно, в программу Олимпийских игр.

Айкидо четко отграничивается от подобных мыслей по очевидной причине:  задача  айкидо  -  сохранение  основ  будо  и  духовное развитие  боевого  искусства  в  соответствии  с первым принципом будо,  сформулированным Учителем  Уесиба:  постоянная  тренировка тела и разума как основной путь духовного развития человека.

Традиции будо  входят  в  полное  соответствие  с   идеалами Основателя  и  его  положением о Пути,  стремление к этому должно пересиливать  все   остальные   соображения.   Истинная   причина сохранения  айкидо  в  современном мире именно в его соответствии идеалам  Учителя  Уесиба,  немотря  на   то,   что   люди   могут рассматривать  его  только  как  еще  одну форму искусства боевых единоборств.

Уникальное положение,  занимаемое  айкидо и четко отделяющее его как от классического будо,  так и от его современных форм, не может  быть  правильно  понято  на  основе  сложившихся  у  людей стереотипов боевых искусств.  Этот факт,  как и  наличие  базовых форм и движений,  характерных только для айкидо,  может создавать некоторые трудности в популяризации этого искусства.

Рано или  поздно  все  занимающиеся  задают вопрос «Что есть айкидо?».  Даже опытные ученики затрудняются дать  прямой  ответ. Более того, люди, которые видят движения и приемы айкидо впервые, бывают разочарованы или настроены скептически,  у них  появляются многие вопросы и сомнения. Такие люди могут быть отнесены к одной из двух групп:

Первая группа включает тех, кто рассматривает айкидо с точки зрения   определенных   предствлений   о    боевых    искусствах, сформировавшихся на основе прочитанного или услышанного. Наблюдая показательные выступления по айкидо,  они по существу  оказываюся разочарованы,   поскольку   ожидают   демонстрации  грубой  силы, единоборства,  насилия и  даже  смертельных  приемов.  С  первого взгляда  айкидо  с  его  красивыми  плавными  движениями  кажется ненасильственным  и  даже  пассивным.   Часто   раздаются   такие комментарии как:  » Все кажется заранее запланированным и похожим на балет»,  »в движениях нет переломного момента,  высшей точки», «в  критической  ситуации это было бы неэффективно»,  и т.д.  Эти критические высказывания вполне понятны – они исходят в  основном от  молодых,  ищущих острых ощущений победы и завоевания,  или от тех,  чьи стереотипы боевых искусств состоят из стрельбы, ударов, пинков, нанесения ранений и уничтожения людей.

Во вторую группу входят те,  кто познакомился с современными формами боевых искусств,  особенно с соревновательными формами, и рассматривает айкидо с точки зрения соревнования.  Их критические высказывания  разнообразны:  »Почему  в  айкидо  нет  турниров на звание чемпиона,  как в дзюдо,  карате  и  кендо?».  »Почему  оно ограничено  показательными  выступлениями,  даже  одно из которых производит  очень   сильное   впечатление?»   »Из-за   отсутствия соревнований невозможно отличить более сильного от более слабого, различить новичков и опытных учеников».  » Без соревнований никто не  будет  серьезно  заниматься и тренироваться».  Опять же,  эти критические высказывания понятны,  поскольку люди хотят видеть  у кого лучше техника и кто сильнее.

Еще один наивный,  но часто задаваемый вопрос это: «Может ли тот,  кто  изучил  айкидо,  выиграть  схватку?» Все эти вопросы и критические высказывания упрощены и поверхностны,  они показывают игнорирование  основного принципа айкидо и неправильное понимание основной черты боевых искусств:  тренировки духа.  Если  человек, неспособный  к  самовоспитанию,  хочет  показать  свою физическую силу,  и занятия айкидо привлекают его только для техники борьбы, то  его  попросят уйти.  Без реальных занятий айкидо,  включающих терпение и овладение  опытом,  попытки  ответить  на  возникающие вопросы не дадут полного удовлетворения.

Реальные занятия айкидо – это  единственный  способ  постичь его   значение   и   получить   какие-либо   явные   или  неявные преимущества.  Для  большинства  занимающихся  айкидо  характерен такой  процесс  -  начав  с  сомнений  и  вопросов,  приступив  к практическим занятиям они постепенно вникают в методы и  сущность айкидо.  Затем  они начинают ощущать его непреодолимое притяжение и,  наконец,  в какой-то мере познают его бездонную глубину.  Тот кто  прошел  этот  процесс  познает  некоторые стороны айкидо как уникального боевого искусства.

Во-первых, он   будет   удивлен.   Несмотря   на   кажущуюся «мягкость»  на  показательных  выступлениях,   оно   может   быть действительно «жестким»,  резким и динамичным, с мощными болевыми замками кисти и  прямыми  ударами  (atemi).  В  противоположность возможным   представлениям,   оно  включает  некоторые  удушающие приемы,  в частности, предназначенные для того, чтобы обезоружить противника и взять его под контроль.

Затем, он будет поражен,  узнав насколько,  даже  на  уровне новичка,  сложно  овладеть базовой техникой и движениями,  такими как  страховки  при  падении  (ukemi),   правильное   определение расстояния  (ma-ai),  вход  (irimi)  и  другие  движения  корпуса (tai-sabaki).  Фактически все тело,  не  только  руки  или  ноги, должно непрерывно скоординированно двигаться,  причем в движениях должны  быть  скорость,  размах  и  мощность.  Для  того,   чтобы выполнять  движения  быстро  и  мягко,  требуется  очень  высокая степень концентрации и  свободы  сознания,  сбалансированность  и рефлекторность движений.

Он осознает также  значение  регуляции  дыхания,  включающей нечто  большее,  чем нормализацию дыхания – связь с энергией ki . Мастерство дыхательной силы лежит в основе каждого перемещения  и действия  и дает непрерывный поток движения.  Более того,  как мы увидим  далее,  оно  непосредственно   связано   с   философскими аспектами будо, разработанными Учителем Уесиба.

Наконец, по мере совершенствования  ученика  будет  удивлять бесконечное   количество   приемов   с   разными   вариациями   и применением,  отличающихся   рациональностью   и   экономичностью движений.  Только  после  овладения сложными движениями айкидо он поймет центральное значение ki- как индивидуальной энергии, так и энергии Вселенной.  И затем он начнет ощущать глубину и сложность айкидо как боевого искусства.

Короче говоря,  только  реальные  занятия  айкидо могут дать полное понимание основной сущности будо –  постоянная  тренировка тела  и  разума  ка  основной  путь  духовного развития человека. Только тогда можно  полностью  понять  отказ  от  соревнований  и турниров  и  пользу  показательных  выступлений,  цель  которых – показать процесс  постоянной  тренировки,  а  не  утвердить  свою личность.

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)