Тосисиро Обата. ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ПРАКТИКОВАТЬ ТАМЭСИ-ГИРИ
Впервые я увидел тамэси-гири на Энбу-Тайкай (демонстрации боевых искусств) за пять или шесть лет до основания федерации Тояма-рю. В то время я был утидэси основателя Ёсинкан Айкидо Годзо Сиоды и смотрел другие выступления, которые следовали за нашей демонстрацией Айкидо. Из всех стилей корю кэндзюцу и иайдо, которые были представлены, только демонстрация Накамуры Тайдзабуро включала в себя тамэси-гири. Тамэси-гири выглядело очень живым по сравнению с другими стилями.
Я встречал Накамуру Тайдзабуро несколько раз на демонстрациях и заметил, что он всегда выступал один и без всякой помощи. Прежде чем я это осознал, я уже помогал ему устанавливать макивары и убирать их после демонстрации. Даже после того как я поступил в Вакакома (токийскую труппу сценического боя и трюков), я продолжал помогать Накамуре, когда его приглашали на съемки в телевизионные студии.
В 1977 году была основана Всеяпонская Федерация Тояма-рю. Накамура проводил семинары, на которых преподавал Тояма-рю и тамэси-гири – владение мечом. В этих семинарах принимало участие много людей. Уровень мастерства в тамэси-гири был не очень хорошим, но поскольку другие искусства, связанные с фехтованием на мечах, не преподавали в то время тамэси-гири, то семинары имели большой успех. Я сам начал заниматься на этих семинарах, и был самым молодым их участником.
На первых семинарах были люди, демонстрировавшие чрезвычайно плохой контроль владения мечом, нанося удар в пол, сбивая цель боковой стороной клинка (хира-ути), разрезая себе ладони или даже выпуская из рук мечи. Глядя на то, как эти инструкторы делают такие существенные ошибки, я осознал, что практики ката недостаточно, чтобы овладеть техниками тэноути (хвата) и хасудзи (удерживания лезвия в правильной плоскости), и что тамэси-гири является необходимой частью искусства владения мечом.
В это время я легко разрубал одной рукой или двумя руками соломенные и бамбуковые макивары, используя техники макури, каэси и т.д. Людей поражало, что я, будучи профессионалом Айкидо, мог выполнять укэми, держа в руках настоящий меч. Некоторые люди начали называть меня «Кататэ гири но Обата» (Обата, рубящий одной рукой). Я считал это интересным, так как безопасное падение с обнаженным мечом должно было быть важным умением для воина прошлого. Воинам на поле боя, без сомнения, приходилось рубить одной рукой, и время от времени они поскальзывались или их сбивали с ног. До Второй Мировой Войны Кэндо (и, конечно, предшествовавшее ему искусство Гэккэн) часто включало элементы борьбы, в которой противника сбивали с ног или бросали на землю, и душили протектором До или демонстрировали превосходство каким-либо иным способом. Я не мог понять, почему все эти современные инструктора высоких рангов не могли продемонстрировать более впечатляющий уровень способностей. Я также должен отметить, что хоть отработка падений с боккеном является обычной в практике Айкидо, я не рекомендую другим падать с настоящим клинком. На соревнованиях по баттодо я завоевывал первые и вторые места в индивидуальном зачете. В это время также проводилось соревнование Иорикэн Баттодзюцу, я участвовал в них тоже и выиграл пять раз подряд, и мне до сих пор (насколько мне известно) принадлежит рекорд в области скоростного разрубания 10 целей. Поскольку я выигрывал все соревнования, в которых я участвовал, один из моих наставников попросил меня больше не принимать в них участие, чтобы другие также могли выиграть. В то время был только один победитель, участников соревнований не делили на категории по рангам.
Так как у меня был очень большой опыт тамэси-гири, люди часто подходили ко мне после семинаров и спрашивали, острые ли у них мечи или нет, а инструкторы просили проверить их мечи (синто). Используя оставшиеся после семинара макивары, я чаще всего отвечал, что их мечи острые (хотя у них самих часто с ними были проблемы). На самом деле, старшие инструктора имели по-настоящему хорошие мечи, и мне редко выпадала возможность попробовать их.
Я бы не хотел, чтобы это выглядело так, словно я хвастаюсь, когда говорю о днях своей юности, но я считаю важным, чтобы люди понимали проблемы, которые я видел в искусстве владения мечом.
Владение мечом – ТАМЭСИ-ГИРИ И ТРАВМЫ
С 1980 года и до настоящего времени кроме меня не было ни одного японского преподавателя фехтования, который получил бы лицензию в Японии, а затем иммигрировал за рубеж, чтобы профессионально преподавать искусство владения мечом. Сначала, в 1980 году, я приехал в Лос-Анджелес. Там никто не слышал о тамэси-гири. Для того чтобы представить баттодо (Тояма-рю), я в 1986 году опубликовал книгу «Обнаженный клинок», так как сообщество боевых искусств в Америке не имело представления о батто-до или Тояма-рю. Через год была издана книга «Темно-красная сталь», и обе книги продавались сначала в Америке, затем в Англии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и, наконец, в каждой стране, в которой понимали английский язык. Сначала некоторые люди протестовали против разрубания предметов мечом, но большинство мнений было позитивных. Я провел более 200 демонстраций, и Западное сообщество начало осознавать, что тамэси-гири было необходимой формой практики.
Были, конечно, люди, которые не понимали, что такое тамэсигири, и которые думали, что оно заключается только в разрубании различных предметов. Другие начали преподавать тамэси-гири, основываясь на том, что, как они думали, они выучили по моим видеокассетам и книгам. После развала японской федерации баттодо некоторые неяпонские мастера меча отправились в Японию, получили там высокие даны, а затем вернулись в свои страны и начали преподавать. И наоборот, были также некоторые японские инструкторы, которые ездили в другие страны и основывали там филиалы своих школ, присваивали высокие степени и поощряли проведение соревнований по тамэси-гири под своими знаменами. Распространяя тамэси-гири в разных странах, я делал это очень аккуратно, всегда думая про себя: «Я только не хочу, чтобы кто-нибудь случайно травмировался».
Тамэсигири необходимо, однако рубить, не соблюдая правила тохо (методологию использования меча) и/или не имея достаточного знания и опыта в тамэси-гири, опасно и бесполезно – это не улучшит вашу технику. Для того чтобы заниматься тамэси-гири без риска, человек должен изучать логичные и практичные техники, понимать безопасное положение, разбираться в мечах и материалах для рубки, чувствовать ментальное настроение других и знать этикет, используемый в японском искусстве владения мечом.
Очень важно практиковать тамэсигири и изучать его теорию под руководством опытного инструктора, чтобы накопить знания и опыт, необходимые для безопасной практики. Человек может очень легко травмироваться сам, травмировать других или повредить свой меч, если он недостаточно понимает тамэси-гири. Поэтому изучение и практика тамэси-гири требует квалифицированного преподавания.
Безопасное тамэси-гири означает, что человек не причиняет вред себе, другим людям и не портит свое и чужое оборудование. Нет ничего более постыдного для фехтовальщика, чем травмироваться своим же собственным мечом. Причины того, что человек травмируется при вытаскивании или вкладывании клинка, заключаются в том, что он использует нелогичные техники, ему недостает практики или квалифицированных наставлений или он недостаточно сконцентрирован.
«Тамэсигири доставляет удовольствие, но оно бессмысленно, если заниматься им неосторожно или бездумно».
Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.
Комментарии
Еще никто не комментировал.
Оставьте комментарий