ИНТЕРВЬЮ С МОРИХЭЕМ УЭСИБОЙ, ОПУБЛИКОВАННОЕ В ГАЗЕТЕ «СЮКАН ЁМИУРИ» В 1956 ГОДУ (начало)

Опубликовано в «Aiki News», №№ 75 и 76 за 1987 год
Перевод – Калашников Георгий

«Рубить людей означает быть побеждённым этим миром. Те, кто рубят, также проигрывают. При таком образе действий проигрывают обе стороны».

Это интервью было опубликовано в газете «Сюкан Ёмиури» 27 мая 1956 года. О-Сэнсэю в это время было 72 года.

Интервьюер: Популярность айкидо увеличивается, не так ли?

Уэсиба Сэнсэй: Это всё благодаря вам и людям вроде вас, сэр.

Нет-нет.

Да, это всё благодаря вашей поддержке.

Оказывается, Вы мастер комплиментов, а не айкидо! Скажите, колько Вам лет?

Я забыл… Я родился в 1883, но я всем говорю, что мне 25 лет. Пожалуйста, запомните это (смеётся)

Тогда мне столько же лет, сколько и сам! (смеётся) Говорят, что человек перестаёт физически расти после 25 лет.

Я не переставал расти. Я рос до 55 лет. Я становился выше. Сильнее всего я был, когда мне было 50 лет. Я был не очень сильным, пока мне не исполнилось 32-33 года.

А как насчёт Ваших навыков в боевых искусствах?

С возрастом я становился лучше.

Это достаточно необычно. Вы продолжали расти до 50 лет!

Воспринимайте это как хотите. (смеётся). Если я буду уделять этому слишком много внимания, меня начнут критиковать.

Вы, должно быть, шутите! С Вами сложно разговаривать!

Видите ли, сэр, Вы и люди вроде Вас хорошо осведомлены о том, что происходит в мире, а мы, народ, следуем за вами. Между прочим, именно боевые искусства ведут нас по пути гармонии. Всё, что уводит нас с пути гармонии – бесполезно. Я верю, что пути боевых искусств нашей нации будут проходить в присутствии гармонии. “Прекрасные формы небес и земли – это проявление единой семьи, созданной божествами Ками.”

Мы должны стать духовно единой семьёй и предпринять усилия по улучшению японской нации. Мы должны попытаться достичь гармонии по крайней мере здесь, в Японии. Все мы должны стать добрыми друзьями, и заботиться друг о друге. Основа этой гармонии – Айкидо. Такое айкидо будет являться истинным будо. Будо использовалось в военных целях феодальными властителями в битвах для достижения главенства над другими кланами. Я хочу уйти от такого враждебного мира

Вы говорите, что философия Айкидо проявляется спонтанно, не так ли?

Да, это демократия и принцип несопротивления. Суть истинного японского будо заключается в принципе несопротивления.

Но если нет сопротивления, это не будо. Это мне не нравится.

Вы говорите о будо, используемом для военных целей. Кэндо и Дзюдо также называются японскими будо, но они рассматривают всё с точки зрения победы и поражения, не так ли? Поскольку целью Айкидо является гармония, оно отличается от этих боевых искусств.

Так Вы бросаете своего партнёра со словами «Будь моим другом!», да?

И что я могу ответить, когда кто-то вроде Вас говорит такие вещи?

Пожалуйста, простите, если я казал что-то, что Вас обидело. Вы же знаете, мне нравятся военный образ действий! (смеётся)

Когда противник атакует вас, вы просто слегка убираете своё тело, чтобы избежать его атаки, и позволяете ему двигаться туда, куда он хотел. Вот что такое Айки. Другими словами, вы даёте ему свободу.

Я думаю, есть много способов для выражения этой идеи, не так ли?

Я сейчас не просто объяснял. Это была сама истина!

Используется ли в Айкидо меч?

Да, используется. Это меч, являющийся зеркалом (авасэкагами) для Небес. Он представляет собой акт празднования.

Тут я теряюсь! (смеётся) Лично я думаю, что меч – не что иное, как оружие для убийства людей. Поэтому я чувствую симпатию к людям, рассматривающим холодное оружие со всей серьёзностью, осознавая своё несовершенство.

Мечи опасны. Никто не должен играть с опасными вещами. Подумайте о нашем мире. Этот мир является местом религиозного поклонения (сайдзё), данного нам. Поэтому мы должны прославлять путь Небес и применять правила Небес по отношению к земле, и сохранять положение дел в соответствии с путём гармонии. На Небесах нет войны, не так ли? Те, кто пребывает там, живут в гармонии уже десятки тысяч лет, так ведь? Если земля принадлежит нам, мы должны праздновать получение этого щедрого дара, и дружить с остальными людьми.

Меч не очень подходит для того, чтобы заводить друзей. Я думаю, что мы продвинемся дальше, если будем заводить себе друзей без использования мечей.

Мы с Вами говорим о разных мечах.

Похоже, что я упустил нить. (смеётся)

Вы неточны. Тот меч, о котором я говорю, является «священным мечом», и, таким образом, одними из атрибутов празднества. Такой меч представляет собой зеркало, отражающее ваше «кокю» (дыхание). Вам не нужно рассматривать меч.Вам не нужно играть с ним, иначе вы закончите тем, что начнёте убивать людей. Когда такое происходит, меч становится оружием. Рубить людей означает быть побеждённым этим миром. Те, кто рубят, также проигрывают. При таком образе действий проигрывают обе стороны, не так ли? Из-за такого образа действий мы, японцы, пришли к поражению (во Второй Мировой войне), последствия чего заметны в Японии и ныне. Поэтому мы должны действовать таким образом, который приведёт нас к победе. Именно такой образ действий будет правильным. Вас сбивает с толку то, что я говорю?

Нет, совсем нет, потому что я вообще ничего не понял! Но я в порядке. Может, мне немного заняться айкидо? (смеётся)

Я Вам продемонстрирую. Вы поймёте объяснение принципов меча с помощью этой демонстрации. (Сын Уэсибы, Киссёмару, становится в позицию и берёт меч). Он пытается проткнуть меня. Если это случится, это причинит мне боль. Поэтому я ухожу от атаки вот таким образом. Когда он атакует быстрее, я ухожу быстрее. Движение происходит со скоростью света.
Оно быстрее, чем вспышка света…
Этот термин (дэнкосэкка) имеет китайское происхождение. Это быстрее вспышки или электрического разряда. Это называется «кацухаяби» (мгновенная победа). В этом заключён секрет будо.

Будо на самом деле бесчестно и бесчеловечно…

В нём нет ничего бесчестного и бесчеловечного. Оказаться проткнутым мечом – вот что будет бесчестным и бесчеловечным для вас.

В народных преданиях те, кто показывал свою спину врагу, выставлялись трусами.

Это слова людей, живших с духом соперничества, характеризующим военный образ действий. Это глупо. У вас нет необходимости общаться с подобными людьми. Пока вы общаетесь с теми, кто использует насилие, мир не улучшится.

Раньше военные много занимались боевыми искусствами. Они так делали в соответствии с точкой зрения милитаристского правительства, не так ли?

Я не очень много знаю об этом. Я думаю, они практиковали боевые искусства просто как один из предметов обучения.

Айкидо было создано много лет назад?

Его происхождение заключается в тонком использовании Котодама.

Вы опять начинаете меня путать! (смеётся)

Феномен Котодама был создан совместно со Вселенной и он существует под руководством Великой Сущности. Этот мир растёт с каждым днём. Великий Созидающий Вселенский Дух разворачивается. Хотя Небеса и Земля направлены на дополнение друг друга, мы можем видеть многих людей, особенно японцев, не понимающих этот факт. Поскольку сейчас самое время для нас принять это новое счастье, я хочу помочь им проснуться от их сна как можно скорее и создать дружескую семью, собирая в одно целое удивительный дух каждого.

Хотя я не понял ничего из того, что Вы сказали, у меня есть одна идея. С Вашей точки зрения, что является худшей ситуацией?

Во-первых, у всего должен быть центр. В Небесах есть Солнце, а на Земле должен быть центр. Вы не сможете работать без центра.

Центр… Передо мной встаёт лицо Императора…

Император демократичен.

То есть Вы хотите сказать, что мы должны воспринимать Императора также, как и до войны?

Я не могу сказать, что это точно.

Вы должны мне дать более определённый ответ!

Как Вы настроены!

Я настроен как человек, поддерживающий военный образ действий, не так ли?

Моя точка зрения отличается от точки зрения представителей «правых».

Я привык думать о правом крыле, когда слышу слово «центр».

Это абсолютно не касается идеи правого крыла. Я говорю о системе гармонии посредством духовных действий. Японское будо основано на концепции «масакацу» (истинной победы), когда никто не побеждает и не рубит других людей. Те, кто сосредоточен на том, чтобы отбросить своего оппонента, исповедуют политику агрессии. Такой образ действий препятствует людскому общению. В Айкидо мы никогда не отбиваем меч своего противника. Всё, что мы делаем – это берём его за руку и помогаем ему.

Какое у Вас доброжелательное будо…

Таков дух Японии. Если бы мы сохраняли состязательный дух, как это было раньше, мы продолжали бы убивать людей, а это нехорошо.

Вы никогда никому не причиняли боль?

Я бы не хотел об этом говорить. Тут замешано много вещей. (смеётся) В любом случае, я перерос такие вещи. Я участвовал в Русско-Японской войне, сражался с бандитами, захватывал пиратский корабль. Поскольку у меня есть этот опыт, я стыжусь, когда меня об этом спрашивают. Сейчас я хочу жить в гармонии.

Для обретения гармонии необходим Император… Извиняюсь, но я снова перевёл тему на Императора.

Император является центром сословий военных, крестьян, ремесленников и купцов. В Японии Император является центром, и его проявления обеспечивают управление государственными делами и населением. Этих проявлений насчитывается три или четыре: министры, их заместители, и сотрудники министерств, и все они существуют для управления естественным состоянием дел. Поэтому убить человека – это всё равно что отрезать свой собственный палец. Поэтому всех людей необходимо считать одинаково важными. В этом будет заключена великая демократия.

Вы имеете в виду, что мы все должны поддерживать дружбу, собравшись вокруг общего центра – Императора?

Это ясно и без слов. (смеётся)

Было бы отлично, если бы существовали люди только с правыми взглядами, но есть многие люди, чьи взгляды ошибочны. Если бы Император был окружён такими людьми, результат был бы ужасен. Я не понимаю, почему он не использует людей вроде нас в своём ближайшем окружении. (смеётся)

Это так. Вещи, происходившие до сих пор, были неизбежны, и мы всё ещё живём в феодальной стране.
Поэтому я предполагаю, что мы должны отбросить наши старые одежды и превратить Японию в истинно обновлённую страну, которой мы будем служить. Я желаю, чтобы всё было именно так. Чтобы все усердно трудились, и мудро поступали с теми, кому не нравятся, и показывали остальным пример вне зависимости от того, что о них говорят… Но повсюду много дураков, и это является проблемой, не так ли?

Слово “дурак» (аху) записывается двумя китайскими иероглифами, означающими «легко управляемый». Я думаю, что если бы все стали «дураками», мир был бы легко управляемым, не так ли?

Меня тоже в каком-то смысле можно причислить к дуракам. Такие дураки имеют свой собственный образ мыслей и не принадлежат ни к какой группе. Те же, кто создаёт для себя сцену и зрителей, просто хотят показать, насколько великими они являются. Участие в таких группах не принесёт никакой пользы. (О-Сэнсэй читает стихотворение) “Прекрасная форма Небес и Земли является проявлением единой семьи, созданной божествами ками…” Хотя я всего лишь невежественный дурак, я думаю, что отсутствие центра в семье – это всё равно что несколько разрозненных семей, живущих в общем доме. Такое скопление семей не будет работать. Каждый будет настаивать на своём мнении, и в такой ситуации невозможно будет выбрать лидера. Но если там будет действительно великий человек, тогда каждый последует за ним в любой момент. У меня есть предписанная мне миссия, которую я должен выполнить, и у Вас, сэр, тоже есть миссия. У газеты есть своя миссия, и у крестьянина. У каждого есть своя собственная миссия. Таким образом, всё, что нам всем нужно сделать – выполнить свою миссию, выбранную Небесами. Если бы так всё обстояло на самом деле, не было бы никаких разногласий, не так ли?

Если Вы скажете, что миссия богатых заключается в богатстве, а миссия бедных – в бедности, бедные это не услышат.

Я абсолютно не говорил о деньгах.

Я беспрекословно собираюсь выполнить мою миссию. Однако, в мире, где люди вроде правительственных чиновников и военных препятствуют вам выполнить вашу миссию, и уделяют слишком много внимания «Императору», наша страна может закончить так же, как и раньше. Сетовать и роптать на них бесполезно, поскольку они обладают оружием. Вы беспомощны.

В таком оружии больше нет необходимости.

До тех пор, пока одна сторона, равно как и другая, имеет намерение отказаться от оружия.

Вот почему я говорю о том, что необходимо психологически избавиться от милитаризма. Есть люди, желающие поставить Японию в центр вселенной, и те, кто погибли в ненависти. Есть также те, кто погиб, пресекая такие устремления и защищая демократию. Поскольку таким образом мир был разрушен, мы должны немедленно отбросить такой образ действий. Мы должны очистить нашу землю. Вы, сэр, можете знать, что я имею в виду под выражением «очистить землю». Я не говорю о «мисоги» (религиозно-мистических ритуалах очищения) в старом смысле, это не сработает. Нынешнее мисоги должно быть другим. Но, в то же время, мы должны верить в то, что записано в классической японской литературе. Там указано, что этот мир был создан тонкими вибрациями 75 звуков. Методом очищения всего и всех является Айкидо. Это духовная область действий, наполненная духом божеств. Это великая демократия. Есть те, кто говорит, что «дух божеств» – это предлог для Императора создать милитаристское правительство, но это глупо. Это великая демократия, великий принцип несопротивления.

Мне нравится принцип несопротивления.

Я хочу пообщаться с пацифистами. Это сектанты, отставшие от жизни.

Вы часто говорите вещи, которые мне нравятся. смеётся)

Как Вы думаете, чего могут достичь эти упрямые дураки?

Единственное, что они могут – это делать деньги.

Я получаю очень много удовольствия от молитв ками (божествам). Я прекрасно себя чувствую, склоняя голову и хлопая ладонями в молитве. С чувством благодарности я хлопаю ладонями утром перед алтарём. Мои дети смеются надо мной и говорят, что я старомоден. Я думаю, всё немного не так. Я современен. Потому что я сохраняю вселенную внутри себя. Внутри себя я храню древние времена ками, современность и будущее. Ками пребывают только в здоровых людях. И таким людям дана великая сила. Взгляните на солнце. Его сияние ослепляет, не так ли? Но меня оно совсем не ослепляет, и я могу смотреть на него сколько захочу.

Глаза у Вас не болят? (смеётся)

Я подружился с солнцем. Оно на моей стороне. На меня влияем движение каждой звезды. Я живу в той же вселенной, что и они.

Я нахожу, что совершенно невозможно следовать тому, что Вы говорите. Позвольте мне задать вопрос о старых временах. Не могли бы Вы припомнить несколько эпизодов с Вашими подвигами?

Я уже забыл такие эпизоды. Когда я был молод, я собирался служить людям, используя мою физическую силу. Сейчас, глядя на мир, я вижу только тех, кто мудр, а не физически силён. Так вот, я предлагал любому воспользоваться физическими качествами моего тела. К примеру, когда я приходил в дом к религиозному деятелю, моей работой было расставить сандалии присутствовавших, одев рабочую куртку.

Если вам понравился пост, вы можете оставить комментарий или подписаться на RSS и получать каждый новый пост из этого блога.

Комментарии

Еще никто не комментировал.

Оставьте комментарий

(обязательно)

(обязательно)